msknn.ru

Выявления налоговых правонарушений преступлений

Налоговые правонарушения и налоговые преступления: вопросы разграничения, проблемы выявления и расследования

Выявления налоговых правонарушений преступлений - картинка 1

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 18.11.2019 2019-11-18

Статья просмотрена: 1026 раз

Библиографическое описание:

Исабеков, Р. Ш. Налоговые правонарушения и налоговые преступления: вопросы разграничения, проблемы выявления и расследования / Р. Ш. Исабеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 132-133. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64124/ (дата обращения: 14.12.2020).

В статье дано понятие налогового преступления, отличие его от налогового правонарушения, рассмотрены формы совершения налоговых правонарушений и преступлений. Произведен анализ проблем при расследовании преступлений и обобщение судебно-следственной практики.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, налоговые преступления, общественная опасность.

На сегодняшний день нестабильность и сложность налогового законодательства, вызванная внесением различных поправок в него, невысокий уровень налогового правосознания населения и недоверие физических и юридических лиц к налоговой системе повышает риски уклонения от уплаты налогов, которые формируют отправную точку к развитию теневой экономики, вызывая к тому же угрозу экономической безопасности государства. Количество уклонений от уплаты налогов растёт в геометрической прогрессии из года в год, что несомненно отражается на социальной и экономической ситуации в Российской Федерации.

В статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. [1]

Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения, а именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговое преступление в 22 главе раскрывается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.

ФНС РФ активно содействует органам исполнительной ветви власти, а именно: МВД РФ, ФСБ РФ, Генеральной прокуратура РФ, СК РФ и соответственно особое взаимодействие органов придает деятельности по предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений особое значение. Например, ФНС РФ в своем докладе отразил статистику по результатам проведенных налоговых проверок, которые проводились в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, по результатам проведенных налоговых проверок в отношении юридических и индивидуальных предпринимателей в 2018 году было выявлено 98,3 тыс. правонарушений. [3, с. 22–23]

Для установления степени общественной опасности правонарушения и в целях отграничения правонарушений от преступлений используется критерий наличия или же отсутствия наступивших тяжких последствий, одним из которых, например, является размер причиненного имущественного ущерба. В УК РФ в целях обозначения размера причиненного ущерба, используются такие критерии, как «значительный», «крупный», «существенный». Например, крупным размером ущерба по статье 199 УК РФ признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей. [2, ст.199]

Необходимо отметить, что налоговые правонарушения и налоговые преступления имеют характеризующие им особенности по субъектам, субъективной стороне и ответственностью. С одной стороны, субъектом налоговых преступлений могут быть исключительно физические лица, в то время как субъектом налоговых правонарушений являются как физические, так и юридические лица. Особенность ответственности заключается в том, что за налоговые преступления санкциями статьи предусматривается различные виды наказания, в том числе и лишение свободы, однако за совершение административного правонарушения санкции статьи ограничиваются административным штрафом. Помимо всего вышеизложенного отличие налоговых преступлений определяется также сложностью в доказывании. В процессе доказывания налоговых преступлений, как практика показывает, у органов предварительного следствия возникает сложность, к примеру, создать доказательную базу, подтверждающую умысел подозреваемых (обвиняемых) на совершение преступлений.

Форма совершения налоговых правонарушений может выражаться как умыслом, так и неосторожностью. В то время как налоговые преступления, доктриной уголовного права предполагают возможность совершения налоговых преступлений в форме неосторожности. Однако судебная практика однозначно не допускает подобного толкования. Налоговые преступления совершаются только при наличии прямого умысла в целях полной или частичной их неуплаты.

Исследование судебной практики по налоговым преступлениям, позволяет прийти к выводу о том, что с каждым днем статьи 198 и 199 УК РФ все чаще становятся востребованными правоохранительными органами. Также имеется тенденция переквалифицирования того или иного преступления стороной защиты, тем самым смягчив приговор. В УПК РФ определено, что на этапе судебного следствия возможна переквалификация содеянного лишь в сторону смягчения наказания. В отдельных случаях удается добиться и оправдания подзащитного.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует сказать, что налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, ответственность за совершение которых устанавливается УК РФ. Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 1 от 31.07.1998 N146ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая редакция от 29.10.2019).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС 16.07.1998) (действующая редакция от 16.10.2019).
  3. Гааг И. А. Преступления в сфере экономической деятельности: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013. 175 с.

Налоговые правонарушения и налоговые преступления: вопросы разграничения, проблемы выявления и расследования

Выявления налоговых правонарушений преступлений - картинка 1

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 18.11.2019 2019-11-18

Статья просмотрена: 1026 раз

Библиографическое описание:

Исабеков, Р. Ш. Налоговые правонарушения и налоговые преступления: вопросы разграничения, проблемы выявления и расследования / Р. Ш. Исабеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 132-133. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64124/ (дата обращения: 14.12.2020).

В статье дано понятие налогового преступления, отличие его от налогового правонарушения, рассмотрены формы совершения налоговых правонарушений и преступлений. Произведен анализ проблем при расследовании преступлений и обобщение судебно-следственной практики.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, налоговые преступления, общественная опасность.

На сегодняшний день нестабильность и сложность налогового законодательства, вызванная внесением различных поправок в него, невысокий уровень налогового правосознания населения и недоверие физических и юридических лиц к налоговой системе повышает риски уклонения от уплаты налогов, которые формируют отправную точку к развитию теневой экономики, вызывая к тому же угрозу экономической безопасности государства. Количество уклонений от уплаты налогов растёт в геометрической прогрессии из года в год, что несомненно отражается на социальной и экономической ситуации в Российской Федерации.

В статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. [1]

Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения, а именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговое преступление в 22 главе раскрывается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.

ФНС РФ активно содействует органам исполнительной ветви власти, а именно: МВД РФ, ФСБ РФ, Генеральной прокуратура РФ, СК РФ и соответственно особое взаимодействие органов придает деятельности по предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений особое значение. Например, ФНС РФ в своем докладе отразил статистику по результатам проведенных налоговых проверок, которые проводились в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, по результатам проведенных налоговых проверок в отношении юридических и индивидуальных предпринимателей в 2018 году было выявлено 98,3 тыс. правонарушений. [3, с. 22–23]

Для установления степени общественной опасности правонарушения и в целях отграничения правонарушений от преступлений используется критерий наличия или же отсутствия наступивших тяжких последствий, одним из которых, например, является размер причиненного имущественного ущерба. В УК РФ в целях обозначения размера причиненного ущерба, используются такие критерии, как «значительный», «крупный», «существенный». Например, крупным размером ущерба по статье 199 УК РФ признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей. [2, ст.199]

Необходимо отметить, что налоговые правонарушения и налоговые преступления имеют характеризующие им особенности по субъектам, субъективной стороне и ответственностью. С одной стороны, субъектом налоговых преступлений могут быть исключительно физические лица, в то время как субъектом налоговых правонарушений являются как физические, так и юридические лица. Особенность ответственности заключается в том, что за налоговые преступления санкциями статьи предусматривается различные виды наказания, в том числе и лишение свободы, однако за совершение административного правонарушения санкции статьи ограничиваются административным штрафом. Помимо всего вышеизложенного отличие налоговых преступлений определяется также сложностью в доказывании. В процессе доказывания налоговых преступлений, как практика показывает, у органов предварительного следствия возникает сложность, к примеру, создать доказательную базу, подтверждающую умысел подозреваемых (обвиняемых) на совершение преступлений.

Форма совершения налоговых правонарушений может выражаться как умыслом, так и неосторожностью. В то время как налоговые преступления, доктриной уголовного права предполагают возможность совершения налоговых преступлений в форме неосторожности. Однако судебная практика однозначно не допускает подобного толкования. Налоговые преступления совершаются только при наличии прямого умысла в целях полной или частичной их неуплаты.

Исследование судебной практики по налоговым преступлениям, позволяет прийти к выводу о том, что с каждым днем статьи 198 и 199 УК РФ все чаще становятся востребованными правоохранительными органами. Также имеется тенденция переквалифицирования того или иного преступления стороной защиты, тем самым смягчив приговор. В УПК РФ определено, что на этапе судебного следствия возможна переквалификация содеянного лишь в сторону смягчения наказания. В отдельных случаях удается добиться и оправдания подзащитного.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует сказать, что налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, ответственность за совершение которых устанавливается УК РФ. Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 1 от 31.07.1998 N146ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая редакция от 29.10.2019).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС 16.07.1998) (действующая редакция от 16.10.2019).
  3. Гааг И. А. Преступления в сфере экономической деятельности: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013. 175 с.

Особенности выявления и квалификации налоговых правонарушений

Краткое содержание:

Особенных рычагов воздействия за нарушения налогового законодательства не предусмотрено в «Налоговом кодексе Российской Федерации» [5], и в «Кодексе об административных правонарушениях» [1].

Какие меры предусмотрены за преступления в сфере налогов

Эти меры типичны и сводятся к применению административного наказания — штрафа.

Санкции за преступления в сфере налогов и сборов бывают нескольких видов:

– лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок или без такового. «Различия в механизмах привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные отраслевыми законодательными актами, связаны с процессуальными особенностями, основаниями и размерами воздействия.

Эти особенности являются таковыми по следующим причинам: – степень общественной опасности деяния. Например, привлечение к ответственности за уголовные преступления, обладающие высокой степенью опасности, осуществляется в особом порядке; – правовой статус нарушителя.

Так, по налоговому законодательству к ответственности привлекаются участники налоговых правоотношений (физические лица и организации). Должностные лица организаций подлежат привлечению по правилам Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации» [4].

Для того, чтобы определить является ли правонарушением совершенное деяние или же преступлением, необходимо определить его размер.

В совместном Письме ФНС России и Следственного комитета РФ от 13 июля 2017 года № ЕД-4–2/[email protected] сказано, что «налоговым органом рекомендуется в ходе проведения контрольных мероприятий исследовать вопрос наличия умысла при установлении признаков совершения налогового правонарушения в действиях должностного лица проверяемой организации, предусмотренного ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, и при его наличии отражать указанную информацию в актах налоговых проверок» [6].

Примером умышленности совершения налогового правонарушения, влекущей применение налоговой ответственности в виде штрафа 40 % от неуплаченных сумм, которая предусмотрена санкцией «п. 3. ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации» [5], является совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирм-однодневок). Таким образом, действия лица носят сознательно-волевой характер и имеют цель — уклонение от уплаты сумм налогов, создание препятствий для законного хода процесса налогообложения. Вопрос о форме вины налогоплательщика, а также о том, возникает ли в этой связи состав конкретного налогового правонарушения, разрешается в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом согласно правилам, закрепленным в «п. 5 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации» [5].

Для определения вины юридических лиц, как и в «Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации» [1] закреплено правило, на основании которого вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействия) которых обусловили совершение конкретного налогового правонарушения.

Судебная практика

Примером может служить Постановление четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2017 года по делу № А 78–5371/2016, где установлено, что «обществом создана видимость хозяйственных операций со спорными контрагентами с целью получения необоснованной налоговой выгоды при отсутствии документально подтверждения хозяйственных операций, при этом Болотов С. В., являясь должностным лицом ООО «Стройдореко», производившим приемку и сдачу фактически невыполненных работ, выступал сам исполнителем данных работ (как индивидуальный предприниматель и руководитель ООО «Стройавтодилер), что прямо указывает на умысел данного лица по созданию видимости хозяйственных операций, а также исключает возможность квалификации правонарушения, как совершенного по неосторожности» [8].

Также рассмотрим и другой пример. В Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 № 04 АП-3693/17 по делу № А 78–3569/2017 суд пришел к следующему выводу: «налоговый орган вменяет Обществу совершение налогового правонарушения как в форме вины в виде неосторожности, утверждая о непроявлении им должной неосмотрительности при выборе контрагентов, так и в виде умысла, утверждая о намеренности создания фиктивного документооборота со спорными контрагентами путем включения их в сделки [7]».

Таким образом, суд говорит о том, что «налоговый орган субъективную сторону правонарушения должным образом не зафиксировал [7]» «Без вины нет ответственности» — основополагающий принцип юридической ответственности. «Применимость этого принципа к ответственности за налоговые правонарушения не должна подвергаться сомнению» [9].

Заключение

«О недостаточной эффективности норм об ответственности за налоговые преступления свидетельствует анализ правоприменительной деятельности: по данным Министерства внутренних дел РФ, в 2009 году было выявлено 22 316 налоговых преступлений, в 2010–11 449, 2011–6 687, 2012–5 818, 2013–6 893, 2014–6 210» [2].

«Приведенные учеными данные свидетельствуют о том, что до 90 % граждан России не желают платить налоги и полагают, что укрытие доходов от государства является правильным» [3]. Литература:

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. В силу с 14.05.2018)

Александров И. В. Расследование налоговых преступлений. М.: Юрайт, 2015. С. 17 Александров И. В. Уклонение от уплаты налогов. Основы криминалистической характеристики: СПБ.:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)»

Письмо ФНС России и Следственного комитета РФ от 13 июля 2017 года № ЕД-4–2/[email protected] Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 № 04 АП-3693/17 по делу № А 78–3569/2017 Постановление четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2017 года по делу № А 78–5371/2016

С. Пепеляев. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие/Под ред. С. Г. Пепеляева.—М.: Инвест Фонд, 2000.— 496 с.

Эти меры типичны и сводятся к применению административного наказания — штрафа.

Санкции за преступления в сфере налогов и сборов бывают нескольких видов:

– лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок или без такового. «Различия в механизмах привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные отраслевыми законодательными актами, связаны с процессуальными особенностями, основаниями и размерами воздействия.

Эти особенности являются таковыми по следующим причинам: – степень общественной опасности деяния. Например, привлечение к ответственности за уголовные преступления, обладающие высокой степенью опасности, осуществляется в особом порядке; – правовой статус нарушителя.

Так, по налоговому законодательству к ответственности привлекаются участники налоговых правоотношений (физические лица и организации). Должностные лица организаций подлежат привлечению по правилам Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации» [4].

Для того, чтобы определить является ли правонарушением совершенное деяние или же преступлением, необходимо определить его размер.

В совместном Письме ФНС России и Следственного комитета РФ от 13 июля 2017 года № ЕД-4–2/[email protected] сказано, что «налоговым органом рекомендуется в ходе проведения контрольных мероприятий исследовать вопрос наличия умысла при установлении признаков совершения налогового правонарушения в действиях должностного лица проверяемой организации, предусмотренного ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, и при его наличии отражать указанную информацию в актах налоговых проверок» [6].

Примером умышленности совершения налогового правонарушения, влекущей применение налоговой ответственности в виде штрафа 40 % от неуплаченных сумм, которая предусмотрена санкцией «п. 3. ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации» [5], является совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирм-однодневок). Таким образом, действия лица носят сознательно-волевой характер и имеют цель — уклонение от уплаты сумм налогов, создание препятствий для законного хода процесса налогообложения. Вопрос о форме вины налогоплательщика, а также о том, возникает ли в этой связи состав конкретного налогового правонарушения, разрешается в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом согласно правилам, закрепленным в «п. 5 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации» [5].

Для определения вины юридических лиц, как и в «Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации» [1] закреплено правило, на основании которого вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействия) которых обусловили совершение конкретного налогового правонарушения.

Криминалистическая характеристика налоговых преступлений

Развитие экономических отношений, реформирование политической структуры власти влекут за собой глубокие перемены в сфере экономической деятельности Российского государства.

Конституция Российской Федерации, гарантируя приоритет прав и свобод личности, обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. Вместе с тем, анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что в современных условиях латентность налоговых и иных экономических преступлений остается значительной и постоянно растет.

Налоговые преступления непосредственно посягают на экономическую безопасность государства. Ответственность за налоговые преступления установлена в главе 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности», а именно в статьях 198, 199, 199.1, 199.2.

Время совершения налогового преступления отличается существенной спецификой. Оно включает установленные налоговым законодательством и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах фактические сведения, указывающие на конкретный период выполнения обязательств налогоплательщика по исчислению и уплате соответствующих видов налогов (сборов).

Время совершения налогового преступления тесно связано с понятием налоговый период. Согласно ст. 55 Налогового кодекса РФ, под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налогооблагаемая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате.

Место совершения налогового преступления с позиции криминалистической характеристики означает территорию, на которой находится налогоплательщик, совершивший уклонение от уплаты налогов (сборов). Субъекты преступления выбирают время, место, способ преступной деятельности, но в то же время они ограничены обстановкой, которая либо создает объективную возможность для совершения преступления, либо затрудняет его или даже делает невозможным.

Таким образом, между действиями виновных и обстановкой существует прямая и обратная связь: преломляясь через сознание виновного, обстановка влияет на его преступное поведение. Действия виновного, в свою очередь, отображаются в обстановке в виде следов. Только при подробном анализе обстановки, сведения о которой содержатся в материалах уголовного дела, следователь может оценить собранные доказательства по каждому из обстоятельств, подлежащих доказыванию, и спрогнозировать возможные версии защиты и способы их опровержения.

Одним из важных элементов криминалистической характеристики является личность преступника.

Следует отметить, что личность вероятного преступника, совершившего налоговое преступление, существенно отличается от лиц, совершающих так называемые общеуголовные преступления.

К ответственности за совершение уклонения от уплаты налогов с организации могут быть привлечены лишь те служащие организаций, в обязанности которых входит оформление соответствующих документов об уплате налогов и сборов и представление их налоговый орган.

В подавляющем большинстве случаев обвиняемый (подозреваемый) в совершении налогового преступления являлся директором предприятия – 91,7%, почти в три раза реже привлекались главные бухгалтера – 32,75%. Иные служащие и заместители привлекаются крайне редко – 3,9%. Субъект налогового преступления имеет, как правило, высшее образование – 84,6%, гораздо реже средне-специальное – 15,5%. Если обобщить приведённые выше данные, то можно сделать вывод, что чаще всего к уголовной ответственности за налоговые преступления привлекаются лица в возрасте 25-40 лет (63,8%) с высшим образованием (84,6%), занимающие должность директора (91,7%).

Среди работников организации могут быть причастны к уклонению от уплаты налогов и (или) сборов ее руководитель; главный (старший) бухгалтер и лица, занимающие иные должности, но выполняющие функции данных субъектов.

Анализ судебно-следственной практики свидетельствует о том, что приблизительно в 74% случаев совершения налоговых преступлений преступниками являются мужчины. Это обусловлено тем, что среди руководителей предприятий мужчины составляют большинство. Женщины среди лиц, совершающих налоговые преступления, традиционно занимают должности, связанные с ведением бухгалтерского учета и представлением отчетности. Как правило, инициатива совершения налоговых преступлений исходит от руководителей, которые зачастую являются владельцами данных предприятий. Нередко при совершении данного преступления руководитель предприятия не ставит в известность бухгалтера о совершаемых им финансовохозяйственных операциях, а денежную выручку, не сдавая в кассу организации, использует по своему усмотрению.

Бухгалтерские работники при совершении налоговых преступлений чаще всего выступают в роли соучастников.

Для налоговых преступлений типично, что лица, совершающие данные преступления, имеют сознательную установку на уклонение от уплаты налогов, обширные деловые и личные связи в различных сферах жизни, нередко, в том числе, связи с криминогенным элементом, четкое распределение ролевых функций и др.

При совершении налоговых преступлений целью, как правило, является снижение размеров налоговых и страховых взносов, подлежащих уплате, или полный отказ от выполнения обязательств по уплате налогов и страховых взносов с последующим обращением сокрытых средств в личную или иную собственность. Мотивы у налоговых преступников носят преимущественно корыстный характер.

Высокая степень латентности налоговой преступности во многом зависит от достаточно высокого общеобразовательного уровня налоговых преступников, обладающих в том числе и достаточными знаниями в области права и экономики, что позволяет им совершать преступления со знанием дела, с различными ухищрениями.

Способ совершения преступления является центральным элементом криминалистической характеристики. Именно способ связан наибольшим количеством отношений и связей с другими элементами преступного события. Способ совершения налоговых преступлений – это наиболее сложная составляющая из обстоятельств, подлежащих доказыванию. Разработанная классификация способов способствует выявлению механизма совершения данных преступлений.

Формирование способа налоговых преступлений происходит преимущественно под влиянием обстановки преступления, особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия или организации, наличия у субъекта определенных знаний и навыков, возможности воспользоваться необходимыми ему средствами. Однако, более всего, способ уклонения от уплаты налогов зависит от особенностей исчисления того или иного налога.

Криминалистическая характеристика налоговых преступлений

Развитие экономических отношений, реформирование политической структуры власти влекут за собой глубокие перемены в сфере экономической деятельности Российского государства.

Конституция Российской Федерации, гарантируя приоритет прав и свобод личности, обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. Вместе с тем, анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что в современных условиях латентность налоговых и иных экономических преступлений остается значительной и постоянно растет.

Налоговые преступления непосредственно посягают на экономическую безопасность государства. Ответственность за налоговые преступления установлена в главе 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности», а именно в статьях 198, 199, 199.1, 199.2.

Время совершения налогового преступления отличается существенной спецификой. Оно включает установленные налоговым законодательством и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах фактические сведения, указывающие на конкретный период выполнения обязательств налогоплательщика по исчислению и уплате соответствующих видов налогов (сборов).

Время совершения налогового преступления тесно связано с понятием налоговый период. Согласно ст. 55 Налогового кодекса РФ, под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налогооблагаемая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате.

Место совершения налогового преступления с позиции криминалистической характеристики означает территорию, на которой находится налогоплательщик, совершивший уклонение от уплаты налогов (сборов). Субъекты преступления выбирают время, место, способ преступной деятельности, но в то же время они ограничены обстановкой, которая либо создает объективную возможность для совершения преступления, либо затрудняет его или даже делает невозможным.

Таким образом, между действиями виновных и обстановкой существует прямая и обратная связь: преломляясь через сознание виновного, обстановка влияет на его преступное поведение. Действия виновного, в свою очередь, отображаются в обстановке в виде следов. Только при подробном анализе обстановки, сведения о которой содержатся в материалах уголовного дела, следователь может оценить собранные доказательства по каждому из обстоятельств, подлежащих доказыванию, и спрогнозировать возможные версии защиты и способы их опровержения.

Одним из важных элементов криминалистической характеристики является личность преступника.

Следует отметить, что личность вероятного преступника, совершившего налоговое преступление, существенно отличается от лиц, совершающих так называемые общеуголовные преступления.

К ответственности за совершение уклонения от уплаты налогов с организации могут быть привлечены лишь те служащие организаций, в обязанности которых входит оформление соответствующих документов об уплате налогов и сборов и представление их налоговый орган.

В подавляющем большинстве случаев обвиняемый (подозреваемый) в совершении налогового преступления являлся директором предприятия – 91,7%, почти в три раза реже привлекались главные бухгалтера – 32,75%. Иные служащие и заместители привлекаются крайне редко – 3,9%. Субъект налогового преступления имеет, как правило, высшее образование – 84,6%, гораздо реже средне-специальное – 15,5%. Если обобщить приведённые выше данные, то можно сделать вывод, что чаще всего к уголовной ответственности за налоговые преступления привлекаются лица в возрасте 25-40 лет (63,8%) с высшим образованием (84,6%), занимающие должность директора (91,7%).

Среди работников организации могут быть причастны к уклонению от уплаты налогов и (или) сборов ее руководитель; главный (старший) бухгалтер и лица, занимающие иные должности, но выполняющие функции данных субъектов.

Анализ судебно-следственной практики свидетельствует о том, что приблизительно в 74% случаев совершения налоговых преступлений преступниками являются мужчины. Это обусловлено тем, что среди руководителей предприятий мужчины составляют большинство. Женщины среди лиц, совершающих налоговые преступления, традиционно занимают должности, связанные с ведением бухгалтерского учета и представлением отчетности. Как правило, инициатива совершения налоговых преступлений исходит от руководителей, которые зачастую являются владельцами данных предприятий. Нередко при совершении данного преступления руководитель предприятия не ставит в известность бухгалтера о совершаемых им финансовохозяйственных операциях, а денежную выручку, не сдавая в кассу организации, использует по своему усмотрению.

Бухгалтерские работники при совершении налоговых преступлений чаще всего выступают в роли соучастников.

Для налоговых преступлений типично, что лица, совершающие данные преступления, имеют сознательную установку на уклонение от уплаты налогов, обширные деловые и личные связи в различных сферах жизни, нередко, в том числе, связи с криминогенным элементом, четкое распределение ролевых функций и др.

При совершении налоговых преступлений целью, как правило, является снижение размеров налоговых и страховых взносов, подлежащих уплате, или полный отказ от выполнения обязательств по уплате налогов и страховых взносов с последующим обращением сокрытых средств в личную или иную собственность. Мотивы у налоговых преступников носят преимущественно корыстный характер.

Высокая степень латентности налоговой преступности во многом зависит от достаточно высокого общеобразовательного уровня налоговых преступников, обладающих в том числе и достаточными знаниями в области права и экономики, что позволяет им совершать преступления со знанием дела, с различными ухищрениями.

Способ совершения преступления является центральным элементом криминалистической характеристики. Именно способ связан наибольшим количеством отношений и связей с другими элементами преступного события. Способ совершения налоговых преступлений – это наиболее сложная составляющая из обстоятельств, подлежащих доказыванию. Разработанная классификация способов способствует выявлению механизма совершения данных преступлений.

Формирование способа налоговых преступлений происходит преимущественно под влиянием обстановки преступления, особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия или организации, наличия у субъекта определенных знаний и навыков, возможности воспользоваться необходимыми ему средствами. Однако, более всего, способ уклонения от уплаты налогов зависит от особенностей исчисления того или иного налога.

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.