msknn.ru

Уголовная ответственность юридических лиц за использование фиктивных организаций

О привлечении к уголовной ответственности подставных учредителей и руководителей фирм-однодневок

В связи с распространением с 2017 года на ГУПы и МУПы требований 44-го федерального закона о закупках для государственных и муниципальных нужд оживилась тема фиктивной регистрации коммерческих и социально-ориентированных некоммерческих организаций на подставных лиц с целью незаконного присвоения бюджетных средств через процедуры регламентированных закупок.

Но наше мудрое правительство, принимая решение о возложении на ГУПы и МУПы обязанностей по осуществлению закупок через прозрачные и конкурентные процедуры котировок и электронных торгов, предварительно озаботилось пресечением всевозможных действий, связанных с созданием на подставных лиц коммерческих и некоммерческих организаций для использования их в качестве фирм-прокладок и фирм-однодневок, инициировав введение в Уголовный кодекс РФ новых составов преступлений в статьях 171 и 173.

Зарегистрируй свой бизнес бесплатно — без посещения налоговой и уплаты госпошлины: клац-клац

В отличие от предыдущей редакции указанных статей Уголовного Кодекса РФ, действующая редакция криминализирует любые действия, связанные как с образованием (реорганизацией) юридического лица, так и с использованием личных документов для этих целей.

Статья 173.1 УК РФ — Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица

Ответственность за совершение этого преступления возникает независимо от наступления причиненных преступлением негативных последствий. Данное преступление относится к категории умышленных преступлений и характеризуется прямым умыслом.

Преступными считаются виновные действия лица, выражающиеся в подаче документов в государственный регистрирующий орган для создания (или реорганизации) юридического лица с использованием подставных лиц, а также внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах.

Подставными признаются физические лица, которые выступают или являются учредителями (участниками) юридического лица или органа управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ, а также физические лица, которые являются законными представителями органа управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.

Субъектом уголовной ответственности становится лицо, выступающее заявителем при подаче документов на государственную регистрацию (реорганизацию), при условии, что в документах, представляемых для государственной регистрации (реорганизации) юридического лица, содержатся сведения о подставных лицах.

При этом, такой заявитель должен заведомо и достоверно знать, что одно или несколько лиц, являющихся учредителями или руководителм юридического лица, в отношении которого заявителем подаются документы для государственной регистрации, являются подставными лицами.

Указание заявителем в заявлении о государственной регистрации (реорганизации) юридического лица сведений о другом физическом лице без ведома последнего образует состав преступления.

Преступление является оконченным с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице. В случае, если государственная регистрация (реорганизация) юридического лица, не была завершена по не зависящим от виновного обстоятельствам, данные деяния могут быть квалифицированы как покушение на преступление.

Статья 173.2. Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица

По этой статье уголовная ответственность устанавливается по факту незаконного использования документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица независимо от цели последующего использования образованного юридического лица.

    Виновные действия субъекта преступления выражаются в предоставлении или приобретении документов, используемых для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице и представляют собой два взаимосвязанных состава преступления:

  • предоставление документа, удостоверяющего личность или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице;
  • приобретение документа, удостоверяющего личность или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице.
  • В первом случае субъектом преступления является физическое лицо, предоставившее свой паспорт или выдавшее доверенность для внесения сведений в ЕГРЮЛ. То есть, речь идет об уголовной ответственности для так называемых «номинальных директоров и «учредителей (участников)» юридического лица.

    Это преступление характеризуется информированностью виновного лица о том, что предоставленные им документы и/или доверенность будут использованы для регистрации юридических лиц с внесением сведений о подставном лице.

    Во втором случае уголовная ответственность наступает за приобретение паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в целях последующего внесения персональных данных в ЕГРЮЛ.

    Таким образом, получается некоторая лазейка, позволяющая избежать уголовной ответственности «номинальному директору» в случае дачи показаний на конкретных лиц, осуществляющих незаконное использование его документов для создания юридического лица.

    К особенностям возбуждения уголовных дел по указанным статьям следует отнести полномочия налоговых органов при выявлении таких преступлений, а именно: налоговым органам предоставлено право инициировать возбуждение уголовных дел по ст. 173.1, 173.2 УК РФ в случае выявления признаков соответствующего преступления.

      Под признанием физического лица подставным возможны варианты:

  • Человек становится учредителем или руководителем организации, будучи введённым в заблуждение.
  • Человек в принципе не знает, что его сделали учредителем/руководителем организации.
  • Человек назначен руководителем организации, но не собирается осуществлять свои должностные права и обязанности.
    1. Злоумышленники для регистрации фиктивной организации могут использовать чужое удостоверение личности, полученное путем:
  • в результате обмана владельца или после злоупотребления доверием
  • кражи
  • находки
  • вознаграждения
  • безвозмездно
  • Признаки преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 УК РФ, могут быть обнаружены регистрирующим (то есть налоговым) органом при поступлении ему соответствующих документов от заявителя.

    Регистрирующий налоговый орган вправе в случае подозрений приостановить регистрацию на срок до 30 дней и провести проверку сведений заявителя с помощью всех доступных и законных инструментов, как-то: получение объяснений, проведение осмотров, экспертизы.

    Налоговым и следственным органам. как правило, не приходится особо напрягаться, чтобы раскрыть деятельность того или иного субъекта в качестве номинального руководителя или учредителя организации: обычно такой человек ничего не может пояснить по деятельности организации, не обладает образованием и знаниями, достаточными для осуществления деятельности в качестве руководителя. Одновременно опрашиваются сотрудники кредитных организаций, в результате чего легко выявляются фактические собственники и руководители организации. По запросу IP-адреса, с которого происходило подключение к системе типа «Клиент — банк», следователи легко определяют место расположения офиса либо лица, фактически управляющего ею.

    В настоящее время создание коммерческой или некоммерческой организации для отмывания средств от размещения государственных и муниципальных заказов, в том числе от ГУПов и МУПов, может быть чревато крупными неприятностями и учредить фирму «на какого-то бомжа» уже не получится просто (сейчас уже даже «бомжы» знают об уголовной ответствественности).

    Тем более, что в Единой информационной системе в сфере закупок сейчас при желании никому не составит труда отследить результаты закупок для государственных и муниципальных нужд. Под обоснованное подозрение в отмывании средств сразу попадают заказчики и участники закупок, которые по итогам торгов заключают контракты при снижении начальной цены закупки в 50 и более процентов. Особенно, если это поставка товаров, а у участника закупок, выигравшего тендер, не заявлено в ЕГРЮЛ собственное производство товаров, позволяющее хоть сколько-нибудь регулировать себестоимость изготовливаемых товаров. Уже не говоря о множестве других критерий подозрений в сговоре.

    Правоприменительная практика привлечения к уголовной ответственности и осуждения по указанным статьям Уголовного кодекса РФ сейчас находится в стадии становления. Приговоров не так много, пока больше случаев возбуждения уголовного преследования. Но, как говорится, «процесс пошел».

    ✦ Самый последний случай — из открытых источников — сообщение СМИ от 17.05.2017 года о том, что прокуратура Оренбурга добивается возбуждения уголовного преследования местной жительницы по факту регистрации фиктивной фирмы на собственное имя.

    Факт нарушения прокуратура выявила в ходе проверки. По информации надзорного ведомства, в январе 2016 года женщина за вознаграждение в размере 15 тыс. руб. выступила учредителем и на свое имя зарегистрировала ООО «Семь». Впоследствии эта фирма использовалась для транзита и обналичивания денег. Кроме того, фирма использовалась для незаконного предоставления другим мнимым коммерческим партнерам налоговых вычетов по НДС.

    О переходе на другой режим налогообложения в связи с прекращением применения ЕНВД

    Уголовная ответственность юридических лиц за использование фиктивных организаций - картинка 3

    Кредитные карты — доступно для работающих заемщиков

    О привлечении к уголовной ответственности подставных учредителей и руководителей фирм-однодневок

    Но наше мудрое правительство, принимая решение о возложении на ГУПы и МУПы обязанностей по осуществлению закупок через прозрачные и конкурентные процедуры котировок и электронных торгов, предварительно озаботилось пресечением всевозможных действий, связанных с созданием на подставных лиц коммерческих и некоммерческих организаций для использования их в качестве фирм-прокладок и фирм-однодневок, инициировав введение в Уголовный кодекс РФ новых составов преступлений в статьях 171 и 173.

    Зарегистрируй свой бизнес бесплатно — без посещения налоговой и уплаты госпошлины: клац-клац

    В отличие от предыдущей редакции указанных статей Уголовного Кодекса РФ, действующая редакция криминализирует любые действия, связанные как с образованием (реорганизацией) юридического лица, так и с использованием личных документов для этих целей.

    Статья 173.1 УК РФ — Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица

    Ответственность за совершение этого преступления возникает независимо от наступления причиненных преступлением негативных последствий. Данное преступление относится к категории умышленных преступлений и характеризуется прямым умыслом.

    Преступными считаются виновные действия лица, выражающиеся в подаче документов в государственный регистрирующий орган для создания (или реорганизации) юридического лица с использованием подставных лиц, а также внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах.

    Подставными признаются физические лица, которые выступают или являются учредителями (участниками) юридического лица или органа управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ, а также физические лица, которые являются законными представителями органа управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.

    Субъектом уголовной ответственности становится лицо, выступающее заявителем при подаче документов на государственную регистрацию (реорганизацию), при условии, что в документах, представляемых для государственной регистрации (реорганизации) юридического лица, содержатся сведения о подставных лицах.

    При этом, такой заявитель должен заведомо и достоверно знать, что одно или несколько лиц, являющихся учредителями или руководителм юридического лица, в отношении которого заявителем подаются документы для государственной регистрации, являются подставными лицами.

    Указание заявителем в заявлении о государственной регистрации (реорганизации) юридического лица сведений о другом физическом лице без ведома последнего образует состав преступления.

    Преступление является оконченным с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице. В случае, если государственная регистрация (реорганизация) юридического лица, не была завершена по не зависящим от виновного обстоятельствам, данные деяния могут быть квалифицированы как покушение на преступление.

    Статья 173.2. Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица

    По этой статье уголовная ответственность устанавливается по факту незаконного использования документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица независимо от цели последующего использования образованного юридического лица.

      Виновные действия субъекта преступления выражаются в предоставлении или приобретении документов, используемых для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице и представляют собой два взаимосвязанных состава преступления:

  • предоставление документа, удостоверяющего личность или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице;
  • приобретение документа, удостоверяющего личность или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице.
  • В первом случае субъектом преступления является физическое лицо, предоставившее свой паспорт или выдавшее доверенность для внесения сведений в ЕГРЮЛ. То есть, речь идет об уголовной ответственности для так называемых «номинальных директоров и «учредителей (участников)» юридического лица.

    Это преступление характеризуется информированностью виновного лица о том, что предоставленные им документы и/или доверенность будут использованы для регистрации юридических лиц с внесением сведений о подставном лице.

    Во втором случае уголовная ответственность наступает за приобретение паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в целях последующего внесения персональных данных в ЕГРЮЛ.

    Таким образом, получается некоторая лазейка, позволяющая избежать уголовной ответственности «номинальному директору» в случае дачи показаний на конкретных лиц, осуществляющих незаконное использование его документов для создания юридического лица.

    К особенностям возбуждения уголовных дел по указанным статьям следует отнести полномочия налоговых органов при выявлении таких преступлений, а именно: налоговым органам предоставлено право инициировать возбуждение уголовных дел по ст. 173.1, 173.2 УК РФ в случае выявления признаков соответствующего преступления.

      Под признанием физического лица подставным возможны варианты:

  • Человек становится учредителем или руководителем организации, будучи введённым в заблуждение.
  • Человек в принципе не знает, что его сделали учредителем/руководителем организации.
  • Человек назначен руководителем организации, но не собирается осуществлять свои должностные права и обязанности.
    1. Злоумышленники для регистрации фиктивной организации могут использовать чужое удостоверение личности, полученное путем:
  • в результате обмана владельца или после злоупотребления доверием
  • кражи
  • находки
  • вознаграждения
  • безвозмездно
  • Признаки преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 УК РФ, могут быть обнаружены регистрирующим (то есть налоговым) органом при поступлении ему соответствующих документов от заявителя.

    Регистрирующий налоговый орган вправе в случае подозрений приостановить регистрацию на срок до 30 дней и провести проверку сведений заявителя с помощью всех доступных и законных инструментов, как-то: получение объяснений, проведение осмотров, экспертизы.

    Налоговым и следственным органам. как правило, не приходится особо напрягаться, чтобы раскрыть деятельность того или иного субъекта в качестве номинального руководителя или учредителя организации: обычно такой человек ничего не может пояснить по деятельности организации, не обладает образованием и знаниями, достаточными для осуществления деятельности в качестве руководителя. Одновременно опрашиваются сотрудники кредитных организаций, в результате чего легко выявляются фактические собственники и руководители организации. По запросу IP-адреса, с которого происходило подключение к системе типа «Клиент — банк», следователи легко определяют место расположения офиса либо лица, фактически управляющего ею.

    В настоящее время создание коммерческой или некоммерческой организации для отмывания средств от размещения государственных и муниципальных заказов, в том числе от ГУПов и МУПов, может быть чревато крупными неприятностями и учредить фирму «на какого-то бомжа» уже не получится просто (сейчас уже даже «бомжы» знают об уголовной ответствественности).

    Тем более, что в Единой информационной системе в сфере закупок сейчас при желании никому не составит труда отследить результаты закупок для государственных и муниципальных нужд. Под обоснованное подозрение в отмывании средств сразу попадают заказчики и участники закупок, которые по итогам торгов заключают контракты при снижении начальной цены закупки в 50 и более процентов. Особенно, если это поставка товаров, а у участника закупок, выигравшего тендер, не заявлено в ЕГРЮЛ собственное производство товаров, позволяющее хоть сколько-нибудь регулировать себестоимость изготовливаемых товаров. Уже не говоря о множестве других критерий подозрений в сговоре.

    Правоприменительная практика привлечения к уголовной ответственности и осуждения по указанным статьям Уголовного кодекса РФ сейчас находится в стадии становления. Приговоров не так много, пока больше случаев возбуждения уголовного преследования. Но, как говорится, «процесс пошел».

    ✦ Самый последний случай — из открытых источников — сообщение СМИ от 17.05.2017 года о том, что прокуратура Оренбурга добивается возбуждения уголовного преследования местной жительницы по факту регистрации фиктивной фирмы на собственное имя.

    Факт нарушения прокуратура выявила в ходе проверки. По информации надзорного ведомства, в январе 2016 года женщина за вознаграждение в размере 15 тыс. руб. выступила учредителем и на свое имя зарегистрировала ООО «Семь». Впоследствии эта фирма использовалась для транзита и обналичивания денег. Кроме того, фирма использовалась для незаконного предоставления другим мнимым коммерческим партнерам налоговых вычетов по НДС.

    О переходе на другой режим налогообложения в связи с прекращением применения ЕНВД

    Уголовная ответственность юридических лиц за использование фиктивных организаций - картинка 3

    Кредитные карты — доступно для работающих заемщиков

    Противодействие деятельности фиктивных организаций.

    Уголовная ответственность юридических лиц за использование фиктивных организаций - картинка 5Фиктивные организации препятствуют нормальному гражданскому обороту, а их использование зачастую связано для решения различных противоправных установок. В статье анализируется практика противодействия их деятельности в связи с совершенствованием гражданского законодательства России

    В Концепции развития гражданского законодательства России было предусмотрен радикальная реформа установленного в России порядка государственной регистрации организаций, который в существующей форме не способен противодействовать регистрации так называемых «организаций-однодневок», применяемых их владельцами для достижения противоправных целей, например, уход от налогообложения, отмывание незаконно извлечённых доходов, контрабандный импорт-экспорт, рейдерские операции и т.п.

    Указанная рекомендация вызвала энергичное противодействие участников крупного бизнеса, поскольку нынешний российский бизнес немыслимо представить без «цепочек» таких «однодневок» и оффшоров, предназначенных свести до нуля для его фактических хозяев любой риск имущественной ответственности. Что касается оффшорных организаций, которые зачастую являются лишь «фасадом», камуфлирующим незаконную деятельность их реальных собственников, то Концепцией в качестве дополнительного условия признания российским законом правосубъектности таких фирм и основания предоставления им права вести деятельность в российской юрисдикции устанавливалось внесение их в ЕГРЮЛ с обязательным раскрытием сведений об учредителях (участниках) и выгодоприобретателях.

    Необходимо отметить, что многие положения Концепции не нашли своего воплощения в Проекте изменений в части первую, вторую, третью и четвертую ГК. Например, минимальные размеры уставного капитала остались без измениний: для ООО он по-прежнему установлен в 10?000 рублей, для АО — 100?000 рублей (статья 66.2 Проекта). Помимо этого, были проигнорированы положения, устанавливающие контроль деятельности оффшорных организаций в России.

    Необходимо заострить внимание на том, что в новом Гражданском кодексе будут введены положения, регулирующие прекращение недействующих организаций. В сферу их действия попадут и «организации-однодневки», которые продолжают плодиться в российском гражданском обороте в неослабевающими темпами. После того как реальные владельцы таких организаций реализуют своих противоправные замыслы, такие организации оказываются «бесхозными» и «засоряют» оборот. Важно подчеркнуть, что подобные положения уже имеюттся в Федеральном законе от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Так, согласно статье 21.1 этого Закона в качестве критериев недействующей организации устанавливаются: неподача отчетной документации, установленной законодательством о налогах и сборах, в налоговую инспекцию по месту нахождения; отсутствие банковских операций хотя бы по одному счету за срок в 12 месяцев, предшествующих дате принятия решения о признании организации недействующей. Подобное лицо может быть исключено регистрирующим органом из ЕГРЮЛ только при одновременной констатации обоих указанных критериев.

    В связи с изложенным можно придти к выводу, что введение в будущую редакцию ГК РФ нормы о прекращении недействующего организации, дословно повторяющей формулировку ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, не позволит решить проблему прекращения «организации-однодневок».

    В целом анализ Проекта изменений в Гражданский кодекс РФ позволяет сделать вывод о том, что отраженные в нем «полумеры» не будут эффективны для предупреждения образования и пресечения деятельности фиктивных организации, а потому потребуется дальнейшее совершенствование действующего законодательства.

    Противодействие деятельности фиктивных организаций.

    Уголовная ответственность юридических лиц за использование фиктивных организаций - картинка 5Фиктивные организации препятствуют нормальному гражданскому обороту, а их использование зачастую связано для решения различных противоправных установок. В статье анализируется практика противодействия их деятельности в связи с совершенствованием гражданского законодательства России

    В Концепции развития гражданского законодательства России было предусмотрен радикальная реформа установленного в России порядка государственной регистрации организаций, который в существующей форме не способен противодействовать регистрации так называемых «организаций-однодневок», применяемых их владельцами для достижения противоправных целей, например, уход от налогообложения, отмывание незаконно извлечённых доходов, контрабандный импорт-экспорт, рейдерские операции и т.п.

    Указанная рекомендация вызвала энергичное противодействие участников крупного бизнеса, поскольку нынешний российский бизнес немыслимо представить без «цепочек» таких «однодневок» и оффшоров, предназначенных свести до нуля для его фактических хозяев любой риск имущественной ответственности. Что касается оффшорных организаций, которые зачастую являются лишь «фасадом», камуфлирующим незаконную деятельность их реальных собственников, то Концепцией в качестве дополнительного условия признания российским законом правосубъектности таких фирм и основания предоставления им права вести деятельность в российской юрисдикции устанавливалось внесение их в ЕГРЮЛ с обязательным раскрытием сведений об учредителях (участниках) и выгодоприобретателях.

    Необходимо отметить, что многие положения Концепции не нашли своего воплощения в Проекте изменений в части первую, вторую, третью и четвертую ГК. Например, минимальные размеры уставного капитала остались без измениний: для ООО он по-прежнему установлен в 10?000 рублей, для АО — 100?000 рублей (статья 66.2 Проекта). Помимо этого, были проигнорированы положения, устанавливающие контроль деятельности оффшорных организаций в России.

    Необходимо заострить внимание на том, что в новом Гражданском кодексе будут введены положения, регулирующие прекращение недействующих организаций. В сферу их действия попадут и «организации-однодневки», которые продолжают плодиться в российском гражданском обороте в неослабевающими темпами. После того как реальные владельцы таких организаций реализуют своих противоправные замыслы, такие организации оказываются «бесхозными» и «засоряют» оборот. Важно подчеркнуть, что подобные положения уже имеюттся в Федеральном законе от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Так, согласно статье 21.1 этого Закона в качестве критериев недействующей организации устанавливаются: неподача отчетной документации, установленной законодательством о налогах и сборах, в налоговую инспекцию по месту нахождения; отсутствие банковских операций хотя бы по одному счету за срок в 12 месяцев, предшествующих дате принятия решения о признании организации недействующей. Подобное лицо может быть исключено регистрирующим органом из ЕГРЮЛ только при одновременной констатации обоих указанных критериев.

    В связи с изложенным можно придти к выводу, что введение в будущую редакцию ГК РФ нормы о прекращении недействующего организации, дословно повторяющей формулировку ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, не позволит решить проблему прекращения «организации-однодневок».

    В целом анализ Проекта изменений в Гражданский кодекс РФ позволяет сделать вывод о том, что отраженные в нем «полумеры» не будут эффективны для предупреждения образования и пресечения деятельности фиктивных организации, а потому потребуется дальнейшее совершенствование действующего законодательства.

    Уголовная ответственность за создание фирм-однодневок

    Уголовная ответственность юридических лиц за использование фиктивных организаций - картинка 7В 90-е годы появилось понятие «фирма-однодневка», с тех пор эта проблема актуальна и по сей день.

    Истребление таких фиктивных компаний выделено в одно из направлений налоговой политики. Борьба с ними ведется во всех экономических сферах. Их появление опасно как для честных участников рынка, так и для их учредителей.

    Предусмотрена уголовная ответственность за создание фирмы-однодневки. На 2020 год значительно ужесточились требования к юридическим лицам с целью выявления однодневок.

    Понятие и признаки

    Закон не дает определения фирмам-однодневкам. Но сам термин в предпринимательской лексике встречается постоянно. До сих пор в строительных и банковских сферах использование подобных компаний является нормой.

    Между тем результат работы с однодневкой может быть очень печальным – от доначисления всевозможных налогов вплоть до уголовной ответственности директора.

    В общепринятом смысле под фирмой-однодневкой понимают юридическое лицо, созданное не для предпринимательской деятельности и не обладающее самостоятельностью.

    В начале 2016 года ФНС вынесла приказ, где перечислены все признаки фирмы-однодневки. В нем порядка 10 показателей. Жесткая проверка необходима, чтобы все фиктивные организации исключить из списка ЕГРЮЛ. До этого было непонятно как налоговики должны были их проверять.

    По данным ФНС до 1 мая в Российской Федерации было зарегистрировано около 5 млн компаний, из них 20 % не сдают налоговую отчетность больше года. За прошлый 2015 год из реестра исключили 3 % юридических лиц. Сильный контроль способен сделать реестр максимально достоверным.

    К основным признакам фирм-однодневок относятся:

    Уголовная ответственность юридических лиц за использование фиктивных организаций - картинка 8

    При выборе контрагента следует проявить добросовестность и осмотрительность. Это поможет впоследствии избежать уголовной ответственности за ведение дел с однодневкой или в случае спора с налоговым органом по поводу доначисления.

    Ответственность

    Последствия за создание фиктивных компаний ложатся на плечи номинального директора и номинального учредителя.

    Ответственность директора за создание фирмы-однодневки зависит от ситуации. Наказание может быть в виде административного штрафа или уголовной ответственности.

    Также не исключается ответственность учредителя за фирму-однодневку. Он может привлекаться за фальсификацию, указание ложных данных при регистрации и незаконное образование юридического лица. Это регулируется статьями 173.1 и 173.2 УК РФ.

    Уголовная ответственность юридических лиц за использование фиктивных организаций - картинка 9«Номиналы» в зависимости от тяжести преступления могут быть:

    • оштрафованы до 500 тысяч рублей;
    • привлечены к исправительным и обязательным работам;
    • лишены свободы на срок до 5 лет.

    При этом причастность настоящего владельца бизнеса всегда трудно доказать, он обычно отделывается только легким испугом.

    При предложении поработать за хорошие деньги подставным лицом не стоит забывать про уголовную ответственность, к которой в равной степени привлекаются как учредитель, так и директор компании.

    Как бороться с однодневками

    Постоянную борьбу с фирмами-однодневками ведут все государства без исключения, потому что они в итоге наносят существенный урон бюджету.

    Самым действенным и простым методом воздействия является обнародование «черных списков» в интернете. Списки однодневок составляют налоговые службы, банки, службы экономической безопасности больших предприятий и просто энтузиасты-любители.

    Кроме этого, время от времени принимаются разные поправки к законам, которые усложняют жизнь фиктивным организациям.

    Так за последние 2 года произошли следующие изменения:

    Уголовная ответственность юридических лиц за использование фиктивных организаций - картинка 10

    1. Введена программа АСК НДС-2, которая проверяет данные и находит несоответствия по НДС. Нарушителей ждут выездные налоговые проверки.
    2. При возникновении подозрений налоговые инспекторы имеют право приостанавливать на месяц ликвидацию, реорганизацию и внесение изменений в учредительные документы.
    3. Налоговики могут отмечать в реестре все недобросовестные компании.
    4. Юридический адрес стало сложнее поменять. Инспекторы проверяют куда переезжает организация, не является ли фиктивным этот переезд. Миграция теперь сильно затруднена.

    Также существует законопроект о подключении контрольно-кассовых аппаратов в режиме онлайн к операторам связи, которые уполномочены налоговой. В случае принятия закона налоговики будут видеть все операции по кассе в режиме реального времени.

    За создание фирм-однодневок и внесение неверных данных в ЕГРИП и ЕГРЮЛ ужесточена ответственность. Данные, которые содержатся в этих реестрах, каждый гражданин может получить бесплатно.

    Эти меры помогут свести к минимуму количество фиктивных фирм и улучшить конкурентоспособность добросовестных организаций на рынке.

    Но полностью истребить однодневки возможно будет только тогда, когда к ответственности будут привлекаться настоящие владельцы фирм, невзирая на их должности и чины.

    Уголовная ответственность за создание фирм-однодневок

    Уголовная ответственность юридических лиц за использование фиктивных организаций - картинка 7В 90-е годы появилось понятие «фирма-однодневка», с тех пор эта проблема актуальна и по сей день.

    Истребление таких фиктивных компаний выделено в одно из направлений налоговой политики. Борьба с ними ведется во всех экономических сферах. Их появление опасно как для честных участников рынка, так и для их учредителей.

    Предусмотрена уголовная ответственность за создание фирмы-однодневки. На 2020 год значительно ужесточились требования к юридическим лицам с целью выявления однодневок.

    Добавить комментарий

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.