msknn.ru

Принципы уголовно исполнительного законодательства рф

Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Комментарий к статье 8

1. Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими декларативными, лишенными нормативной силы положениями.

Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК РФ, во-первых, определяют построение и содержание Особенной части Кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний.

Во-вторых, они влияют на содержание институтов и норм УИК РФ, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.

В-третьих, принципы уголовно-исполнительного законодательства через систему норм и путем непосредственного действия влияют на практику исполнения уголовных наказаний, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.

2. В принципах уголовно-исполнительного законодательства выражаются общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы, присущие данной отрасли права. В совокупности они предопределяют стратегию и направления развития, а также содержание как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний. Наконец, они отражают общие требования обращения с осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах.

3. В общей теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы. Особую значимость они приобретают при проведении правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли законодательства, ее институтов и норм.

4. В отличие от УК РФ 1996 г., где не только определена система принципов этой отрасли законодательства, но и сформулировано их содержание (ст. ст. 3 — 7), в УИК РФ они лишь обозначены. Это объясняется неоднозначностью трактования их содержания при подготовке Кодекса. Поэтому перечисление принципов в комментируемой статье представляет собой известный компромисс.

5. К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительного законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом.

6. Принцип законности — конституционный и закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. ст. 4, 13, 15, 17 — 19 и др.), а также в отдельных международных актах (см. комментарий к ст. 3). В уголовно-исполнительном законодательстве он выражается в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Так, в ст. 4 УИК РФ указывается, что нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, должны основываться на законе.

Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, персоналом этих учреждений, органами государственной власти и управления, должностными лицами, всеми организациями, взаимодействующими с учреждениями и органами, исполняющими наказания, отдельными гражданами. Данный аспект реализации принципа законности нашел закрепление в ст. ст. 10 — 22 УИК РФ, устанавливающих основы правового положения осужденных, а также систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

7. Принцип гуманизма отражен в ряде статей УИК РФ. В частности, в ст. 10 подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных. В ч. 2 ст. 12 указывается, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Задачи гуманного отношения к осужденным находят свое выражение в нормах законодательства, устанавливающих право осужденных на выезд за пределы мест лишения свободы (ст. 97), право на свидания (ст. 89), телефонные разговоры (ст. 92) и др. Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказаний, — исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправления — в воспитательной работе, общественно полезном труде, получении общего образования, профессиональной подготовки, которые наряду с режимными требованиями создают условия для исправления осужденных (см. комментарий к ст. 9).

8. Принцип демократизма отражается в содержании многих норм УИК РФ. Прежде всего он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что отбывающие наказание, особенно лишение свободы, значительно ограничиваются в своих правах и свободах. Поэтому они нуждаются в дополнительном гарантировании и защите. Этой задаче отвечают нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст. 13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст. 14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст. 15) и т.д. Принцип демократизма реализуется в организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными (см. комментарий к ст. 23).

9. Принцип равенства осужденных перед законом нашел реализацию во многих статьях УИК РФ. В соответствии с конституционными положениями нормы УИК РФ не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения. Вместе с тем равенство перед законом не означает равенство условий отбывания наказания. Они, напротив, индивидуализируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов создаются более льготные условия содержания.

10. Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания представляет собой отражение межотраслевых принципов отраслей законодательства, регулирующих борьбу с преступностью, — дифференциации и индивидуализации ответственности и социальной справедливости.

Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от характера общественной опасности и тяжести совершенных преступлений, прошлой преступной деятельности, поведения в процессе отбывания наказания применяются меры принуждения и ограничения прав в различных объемах. Этот принцип нашел выражение, в частности, в ст. 74, устанавливающей виды исправительных учреждений, где должны содержаться различные категории осужденных и, следовательно, существовать различные условия отбывания наказания (ст. ст. 120 — 131), в ст. 78, определяющей основания изменения условий содержания осужденных в зависимости от их поведения и отношения к труду.

Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного и его поведения. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения (см. комментарий к ст. 9).

11. К числу отраслевых принципов относятся: рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания (ст. ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение.

12. Принцип стимулирования правопослушного поведения отражен во многих нормах закона. Это прежде всего нормы, поощряющие осужденных к хорошему поведению и добросовестному отношению к труду (ст. ст. 57, 71, 113, 134), изменение условий содержания осужденных (ст. 78), возможность улучшения условий отбывания наказания (ст. ст. 120 — 131).

13. Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, трудовое воспитание, профессиональное и общее обучение.

14. Соединение наказания с исправительным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания. Этот принцип закреплен в ст. 9 УИК РФ, в которой подчеркивается, что средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.

Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Комментарий к статье 8

1. Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими декларативными, лишенными нормативной силы положениями.

Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК РФ, во-первых, определяют построение и содержание Особенной части Кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний.

Во-вторых, они влияют на содержание институтов и норм УИК РФ, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.

В-третьих, принципы уголовно-исполнительного законодательства через систему норм и путем непосредственного действия влияют на практику исполнения уголовных наказаний, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.

2. В принципах уголовно-исполнительного законодательства выражаются общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы, присущие данной отрасли права. В совокупности они предопределяют стратегию и направления развития, а также содержание как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний. Наконец, они отражают общие требования обращения с осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах.

3. В общей теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы. Особую значимость они приобретают при проведении правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли законодательства, ее институтов и норм.

4. В отличие от УК РФ 1996 г., где не только определена система принципов этой отрасли законодательства, но и сформулировано их содержание (ст. ст. 3 — 7), в УИК РФ они лишь обозначены. Это объясняется неоднозначностью трактования их содержания при подготовке Кодекса. Поэтому перечисление принципов в комментируемой статье представляет собой известный компромисс.

5. К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительного законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом.

6. Принцип законности — конституционный и закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. ст. 4, 13, 15, 17 — 19 и др.), а также в отдельных международных актах (см. комментарий к ст. 3). В уголовно-исполнительном законодательстве он выражается в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Так, в ст. 4 УИК РФ указывается, что нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, должны основываться на законе.

Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, персоналом этих учреждений, органами государственной власти и управления, должностными лицами, всеми организациями, взаимодействующими с учреждениями и органами, исполняющими наказания, отдельными гражданами. Данный аспект реализации принципа законности нашел закрепление в ст. ст. 10 — 22 УИК РФ, устанавливающих основы правового положения осужденных, а также систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

7. Принцип гуманизма отражен в ряде статей УИК РФ. В частности, в ст. 10 подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных. В ч. 2 ст. 12 указывается, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Задачи гуманного отношения к осужденным находят свое выражение в нормах законодательства, устанавливающих право осужденных на выезд за пределы мест лишения свободы (ст. 97), право на свидания (ст. 89), телефонные разговоры (ст. 92) и др. Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказаний, — исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправления — в воспитательной работе, общественно полезном труде, получении общего образования, профессиональной подготовки, которые наряду с режимными требованиями создают условия для исправления осужденных (см. комментарий к ст. 9).

8. Принцип демократизма отражается в содержании многих норм УИК РФ. Прежде всего он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что отбывающие наказание, особенно лишение свободы, значительно ограничиваются в своих правах и свободах. Поэтому они нуждаются в дополнительном гарантировании и защите. Этой задаче отвечают нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст. 13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст. 14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст. 15) и т.д. Принцип демократизма реализуется в организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными (см. комментарий к ст. 23).

9. Принцип равенства осужденных перед законом нашел реализацию во многих статьях УИК РФ. В соответствии с конституционными положениями нормы УИК РФ не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения. Вместе с тем равенство перед законом не означает равенство условий отбывания наказания. Они, напротив, индивидуализируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов создаются более льготные условия содержания.

10. Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания представляет собой отражение межотраслевых принципов отраслей законодательства, регулирующих борьбу с преступностью, — дифференциации и индивидуализации ответственности и социальной справедливости.

Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от характера общественной опасности и тяжести совершенных преступлений, прошлой преступной деятельности, поведения в процессе отбывания наказания применяются меры принуждения и ограничения прав в различных объемах. Этот принцип нашел выражение, в частности, в ст. 74, устанавливающей виды исправительных учреждений, где должны содержаться различные категории осужденных и, следовательно, существовать различные условия отбывания наказания (ст. ст. 120 — 131), в ст. 78, определяющей основания изменения условий содержания осужденных в зависимости от их поведения и отношения к труду.

Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного и его поведения. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения (см. комментарий к ст. 9).

11. К числу отраслевых принципов относятся: рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания (ст. ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение.

12. Принцип стимулирования правопослушного поведения отражен во многих нормах закона. Это прежде всего нормы, поощряющие осужденных к хорошему поведению и добросовестному отношению к труду (ст. ст. 57, 71, 113, 134), изменение условий содержания осужденных (ст. 78), возможность улучшения условий отбывания наказания (ст. ст. 120 — 131).

13. Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, трудовое воспитание, профессиональное и общее обучение.

14. Соединение наказания с исправительным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания. Этот принцип закреплен в ст. 9 УИК РФ, в которой подчеркивается, что средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.

Статья 8 УИК РФ. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по УИК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.12.2019)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 31.07.2019)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

Законы Российской Федерации по УИК РФ

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

«О внесении изменений в статью 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменения в статью 128 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по УИК РФ

«О награждении медалью Ушакова граждан Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по УИК РФ

«Об организации информационного взаимодействия администрации учреждения, исполняющего наказание, с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении освобождаемого от отбывания наказания осужденного, страдающего заболеванием, представляющим опасность для окружающих» (вместе с «Правилами передачи информации в отношении освобождаемого от отбывания наказания осужденного, страдающего заболеванием, представляющим опасность для окружающих», «Правилами

«О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»»

«О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 128 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»»

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 8 УИК РФ

«Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 22.06.2020 N АКПИ20-241, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 137, 143 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295»

«Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 14.05.2020 N АКПИ20-152, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 29 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295; пунктов 2, 11, 41, 42 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом ФСИН России от 02.09.2016 N 696; Приказа Минюста

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по УИК РФ

«Об утверждении Порядка принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над исправительными учреждениями, следственными изоляторами уголовно-исполнительной системы и прилегающими к ним территориями, на которых установлены режимные требования, а также Перечня должностных лиц уголовно-исполнительной системы, уполномоченных на принятие такого решения» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2020 N 61042)

«О направлении разъяснений»

  • Поиск
  • Кодексы РФ
  • Законы РФ
  • Президент РФ
  • Правительство РФ
  • ВС РФ
  • Нормативные акты
  • Органы власти
  • Статьи
  • НовостиКодексы РФ

КОДИФИКАЦИЯ РФ © 2015-2020. Все права защищены.

Статья 8 УИК РФ. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Задайте вопрос юристу:

Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Комментарий к статье 8 УИК РФ

1. Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими декларативными, лишенными нормативной силы положениями.

Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК РФ, во-первых, определяют построение и содержание Особенной части Кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний.

Во-вторых, они влияют на содержание институтов и норм УИК РФ, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.

В-третьих, принципы уголовно-исполнительного законодательства через систему норм и путем непосредственного действия влияют на практику исполнения уголовных наказаний, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.

2. В принципах уголовно-исполнительного законодательства выражаются общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы, присущие данной отрасли права. В совокупности они предопределяют стратегию и направления развития, а также содержание как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний. Наконец, они отражают общие требования обращения с осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах.

3. В общей теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы. Особую значимость они приобретают при проведении правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли законодательства, ее институтов и норм.

4. В отличие от УК РФ 1996 г., где не только определена система принципов этой отрасли законодательства, но и сформулировано их содержание (ст. ст. 3 — 7), в УИК РФ они лишь обозначены. Это объясняется неоднозначностью трактования их содержания при подготовке Кодекса. Поэтому перечисление принципов в комментируемой статье представляет собой известный компромисс.

5. К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительного законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом.

6. Принцип законности — конституционный и закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. ст. 4, 13, 15, 17 — 19 и др.), а также в отдельных международных актах (см. комментарий к ст. 3). В уголовно-исполнительном законодательстве он выражается в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Так, в ст. 4 УИК РФ указывается, что нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, должны основываться на законе.

Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, персоналом этих учреждений, органами государственной власти и управления, должностными лицами, всеми организациями, взаимодействующими с учреждениями и органами, исполняющими наказания, отдельными гражданами. Данный аспект реализации принципа законности нашел закрепление в ст. ст. 10 — 22 УИК РФ, устанавливающих основы правового положения осужденных, а также систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

7. Принцип гуманизма отражен в ряде статей УИК РФ. В частности, в ст. 10 подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных. В ч. 2 ст. 12 указывается, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Задачи гуманного отношения к осужденным находят свое выражение в нормах законодательства, устанавливающих право осужденных на выезд за пределы мест лишения свободы (ст. 97), право на свидания (ст. 89), телефонные разговоры (ст. 92) и др. Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказаний, — исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправления — в воспитательной работе, общественно полезном труде, получении общего образования, профессиональной подготовки, которые наряду с режимными требованиями создают условия для исправления осужденных (см. комментарий к ст. 9).

8. Принцип демократизма отражается в содержании многих норм УИК РФ. Прежде всего он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что отбывающие наказание, особенно лишение свободы, значительно ограничиваются в своих правах и свободах. Поэтому они нуждаются в дополнительном гарантировании и защите. Этой задаче отвечают нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст. 13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст. 14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст. 15) и т.д. Принцип демократизма реализуется в организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными (см. комментарий к ст. 23).

9. Принцип равенства осужденных перед законом нашел реализацию во многих статьях УИК РФ. В соответствии с конституционными положениями нормы УИК РФ не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения. Вместе с тем равенство перед законом не означает равенство условий отбывания наказания. Они, напротив, индивидуализируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов создаются более льготные условия содержания.

10. Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания представляет собой отражение межотраслевых принципов отраслей законодательства, регулирующих борьбу с преступностью, — дифференциации и индивидуализации ответственности и социальной справедливости.

Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от характера общественной опасности и тяжести совершенных преступлений, прошлой преступной деятельности, поведения в процессе отбывания наказания применяются меры принуждения и ограничения прав в различных объемах. Этот принцип нашел выражение, в частности, в ст. 74, устанавливающей виды исправительных учреждений, где должны содержаться различные категории осужденных и, следовательно, существовать различные условия отбывания наказания (ст. ст. 120 — 131), в ст. 78, определяющей основания изменения условий содержания осужденных в зависимости от их поведения и отношения к труду.

Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного и его поведения. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения (см. комментарий к ст. 9).

11. К числу отраслевых принципов относятся: рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания (ст. ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение.

12. Принцип стимулирования правопослушного поведения отражен во многих нормах закона. Это прежде всего нормы, поощряющие осужденных к хорошему поведению и добросовестному отношению к труду (ст. ст. 57, 71, 113, 134), изменение условий содержания осужденных (ст. 78), возможность улучшения условий отбывания наказания (ст. ст. 120 — 131).

13. Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, трудовое воспитание, профессиональное и общее обучение.

14. Соединение наказания с исправительным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания. Этот принцип закреплен в ст. 9 УИК РФ, в которой подчеркивается, что средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.

Консультации и комментарии юристов по ст 8 УИК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 8 УИК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими декларативными, лишенными нормативной силы положениями.

Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК РФ, во-первых, определяют построение и содержание Особенной части Кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний.

Во-вторых, они влияют на содержание институтов и норм УИК РФ, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.

В-третьих, принципы уголовно-исполнительного законодательства через систему норм и путем непосредственного действия влияют на практику исполнения уголовных наказаний, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.

2. В принципах уголовно-исполнительного законодательства выражаются общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы, присущие данной отрасли права. В совокупности они предопределяют стратегию и направления развития, а также содержание как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний. Наконец, они отражают общие требования обращения с осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах.

3. В общей теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы. Особую значимость они приобретают при проведении правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли законодательства, ее институтов и норм.

4. В отличие от УК РФ 1996 г., где не только определена система принципов этой отрасли законодательства, но и сформулировано их содержание (ст. ст. 3 — 7), в УИК РФ они лишь обозначены. Это объясняется неоднозначностью трактования их содержания при подготовке Кодекса. Поэтому перечисление принципов в комментируемой статье представляет собой известный компромисс.

5. К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительного законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом.

6. Принцип законности — конституционный и закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. ст. 4, 13, 15, 17 — 19 и др.), а также в отдельных международных актах (см. комментарий к ст. 3). В уголовно-исполнительном законодательстве он выражается в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Так, в ст. 4 УИК РФ указывается, что нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, должны основываться на законе.

Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, персоналом этих учреждений, органами государственной власти и управления, должностными лицами, всеми организациями, взаимодействующими с учреждениями и органами, исполняющими наказания, отдельными гражданами. Данный аспект реализации принципа законности нашел закрепление в ст. ст. 10 — 22 УИК РФ, устанавливающих основы правового положения осужденных, а также систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

7. Принцип гуманизма отражен в ряде статей УИК РФ. В частности, в ст. 10 подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных. В ч. 2 ст. 12 указывается, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Задачи гуманного отношения к осужденным находят свое выражение в нормах законодательства, устанавливающих право осужденных на выезд за пределы мест лишения свободы (ст. 97), право на свидания (ст. 89), телефонные разговоры (ст. 92) и др. Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказаний, — исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправления — в воспитательной работе, общественно полезном труде, получении общего образования, профессиональной подготовки, которые наряду с режимными требованиями создают условия для исправления осужденных (см. комментарий к ст. 9).

8. Принцип демократизма отражается в содержании многих норм УИК РФ. Прежде всего он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что отбывающие наказание, особенно лишение свободы, значительно ограничиваются в своих правах и свободах. Поэтому они нуждаются в дополнительном гарантировании и защите. Этой задаче отвечают нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст. 13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст. 14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст. 15) и т.д. Принцип демократизма реализуется в организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными (см. комментарий к ст. 23).

9. Принцип равенства осужденных перед законом нашел реализацию во многих статьях УИК РФ. В соответствии с конституционными положениями нормы УИК РФ не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения. Вместе с тем равенство перед законом не означает равенство условий отбывания наказания. Они, напротив, индивидуализируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов создаются более льготные условия содержания.

10. Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания представляет собой отражение межотраслевых принципов отраслей законодательства, регулирующих борьбу с преступностью, — дифференциации и индивидуализации ответственности и социальной справедливости.

Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от характера общественной опасности и тяжести совершенных преступлений, прошлой преступной деятельности, поведения в процессе отбывания наказания применяются меры принуждения и ограничения прав в различных объемах. Этот принцип нашел выражение, в частности, в ст. 74, устанавливающей виды исправительных учреждений, где должны содержаться различные категории осужденных и, следовательно, существовать различные условия отбывания наказания (ст. ст. 120 — 131), в ст. 78, определяющей основания изменения условий содержания осужденных в зависимости от их поведения и отношения к труду.

Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного и его поведения. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения (см. комментарий к ст. 9).

11. К числу отраслевых принципов относятся: рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания (ст. ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение.

12. Принцип стимулирования правопослушного поведения отражен во многих нормах закона. Это прежде всего нормы, поощряющие осужденных к хорошему поведению и добросовестному отношению к труду (ст. ст. 57, 71, 113, 134), изменение условий содержания осужденных (ст. 78), возможность улучшения условий отбывания наказания (ст. ст. 120 — 131).

13. Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, трудовое воспитание, профессиональное и общее обучение.

14. Соединение наказания с исправительным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания. Этот принцип закреплен в ст. 9 УИК РФ, в которой подчеркивается, что средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.

Консультации и комментарии юристов по ст 8 УИК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 8 УИК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.