msknn.ru

Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел

Предупреждение преступности несовершеннолетних

Предупреждение преступности, а особенно преступности несовершеннолетних, – многоаспектная, сложная задача, реализация которой сродни одновременно высокой науке и искусству.

В настоящее время представление о предупреждении подростковой преступности в некоторой степени можно считать формализованным, в связи с принятием и реализацией Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Именно этот нормативный акт установил основные принципы и задачи профилактики подростковой делинквентности, круг субъектов и объектов профилактики, конкретные направления профилактической работы, гарантии прав несовершеннолетних при осуществлении предупредительной деятельности.

Основными задачами деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних согласно Закону являются:

  • а) предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В систему профилактики правонарушений несовершеннолетних входят: а) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; б) органы и учреждения управления социальной защитой населения; в) органы и учреждения управления образованием; г) органы и учреждения опеки и попечительства; д) органы и учреждения по делам молодежи; е) органы и учреждения управления здравоохранением; ж) органы и учреждения службы занятости; з) органы и учреждения внутренних дел.

Исходя из содержания криминогенных факторов подростковой преступности, основные направления ее предупреждения могут быть представлены следующим образом:

  • 1) корректирующее и оздоровляющее воздействие на микросоциальное окружение подростка, включая его семью;
  • 2) воспитательное и исправительное воздействие на личность самого несовершеннолетнего;
  • 3) устранение или минимизация криминогенных факторов внешней среды, окружающей несовершеннолетнего;
  • 4) организация позитивной социально одобряемой деятельности и досуга несовершеннолетних.

В рамках этих направлений положительного эффекта можно ожидать от таких мер, как:

Современная криминологическая теория и практика могут предложить и массу иных мероприятий, направленных па сокращение подростковой преступности. Требуется лишь умение взвешенно, точно, грамотно, искусно комбинировать и непосредственно реализовывать их на практике, координировать деятельность различных субъектов профилактики, а самое главное – всегда и везде при реализации профилактических программ в отношении несовершеннолетних правонарушителей исходить из соображений наилучшего обеспечения прав и интересов ребенка. Представляется, что обеспечить все эти требования в полной мере способна реализация в России концепции ювенальной юстиции как широкой, комплексной государственно-общественной заботы о детях.

Предупреждение преступности несовершеннолетних

Предупреждение преступности, а особенно преступности несовершеннолетних, – многоаспектная, сложная задача, реализация которой сродни одновременно высокой науке и искусству.

В настоящее время представление о предупреждении подростковой преступности в некоторой степени можно считать формализованным, в связи с принятием и реализацией Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Именно этот нормативный акт установил основные принципы и задачи профилактики подростковой делинквентности, круг субъектов и объектов профилактики, конкретные направления профилактической работы, гарантии прав несовершеннолетних при осуществлении предупредительной деятельности.

Основными задачами деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних согласно Закону являются:

  • а) предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В систему профилактики правонарушений несовершеннолетних входят: а) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; б) органы и учреждения управления социальной защитой населения; в) органы и учреждения управления образованием; г) органы и учреждения опеки и попечительства; д) органы и учреждения по делам молодежи; е) органы и учреждения управления здравоохранением; ж) органы и учреждения службы занятости; з) органы и учреждения внутренних дел.

Исходя из содержания криминогенных факторов подростковой преступности, основные направления ее предупреждения могут быть представлены следующим образом:

  • 1) корректирующее и оздоровляющее воздействие на микросоциальное окружение подростка, включая его семью;
  • 2) воспитательное и исправительное воздействие на личность самого несовершеннолетнего;
  • 3) устранение или минимизация криминогенных факторов внешней среды, окружающей несовершеннолетнего;
  • 4) организация позитивной социально одобряемой деятельности и досуга несовершеннолетних.

В рамках этих направлений положительного эффекта можно ожидать от таких мер, как:

Современная криминологическая теория и практика могут предложить и массу иных мероприятий, направленных па сокращение подростковой преступности. Требуется лишь умение взвешенно, точно, грамотно, искусно комбинировать и непосредственно реализовывать их на практике, координировать деятельность различных субъектов профилактики, а самое главное – всегда и везде при реализации профилактических программ в отношении несовершеннолетних правонарушителей исходить из соображений наилучшего обеспечения прав и интересов ребенка. Представляется, что обеспечить все эти требования в полной мере способна реализация в России концепции ювенальной юстиции как широкой, комплексной государственно-общественной заботы о детях.

Предупреждение и профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи органами внутренних дел

Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 1 Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 2 Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 3 Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 4

Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 5

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел.

Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации. Функцию организации взаимодействия государственных органов субъектов Федерации по указанным вопросам осуществляют также комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при главах исполнительной власти. При городских, районных органах местного самоуправления образованы специализированные службы для несовершеннолетних, нуждающихся в специальной реабилитации (в структуре органов социальной защиты населения), специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно-опасные деяния (в структуре органов образования).

Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др. Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций государства, благотворительных организаций и пожертвований российских и зарубежных граждан, коммерческих структур.

В специальном предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвуют много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применения предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения.

Специализированные субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел.

Особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:

1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;


3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;

Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение

4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.

В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Заключение

Итак, рассмотренные выше личностные особенности несовершеннолетних, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения, которая сводится в основном к следующему:

преобладание «детских» мотивов — совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т.п.;

деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж;

больший по сравнению с преступлениями взрослых «веер» мотивов.

В заключение отметим, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Задача состоит прежде всего в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.

Задача

Определите темп прироста (снижения) количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в Республике Мари Эл в 2000-2004 годах, если известно, что в 2000 году ими совершено — 1147 преступлений, а в 2004 году — 722 преступления.

Сначала рассчитаем темп роста преступлений, совершенных несовершеннолетними в Республике Мари Эл в 2000-2004 гг.

Темп роста (снижения) преступности (Тр):

Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 9,

где U — показатель объема (уровня) преступности;

U1 — предшествующее значение того же показателя.

Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 11

Далее рассчитываем темп прироста преступлений, совершенных несовершеннолетними в Республике Мари Эл в 2000-2004 гг.

Темп прироста преступности (Тпр ):

Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 12

Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 13.

Ответ: Темп снижения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в Республике Мари Эл в 2000-2004 годах, составил 37,06%.

Литература

1. Аванесов Г.А., Иншаков С.М., Лебедев С.Я., Насимов Г.А., Эриашвили Н.Д. Криминология. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». — М., 2003.

2. Криминология / Под ред.Кудрявцева В.Н. Эминова В.Е. — М., 2005.

3. Криминология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Д. Малкова. — М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.

4. Кузнецова Н. Ф. Криминология: учебное пособие. — М., 2009.

Предупреждение и профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи органами внутренних дел

Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 1 Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 2 Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 3 Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 4

Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 5

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел.

Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации. Функцию организации взаимодействия государственных органов субъектов Федерации по указанным вопросам осуществляют также комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при главах исполнительной власти. При городских, районных органах местного самоуправления образованы специализированные службы для несовершеннолетних, нуждающихся в специальной реабилитации (в структуре органов социальной защиты населения), специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно-опасные деяния (в структуре органов образования).

Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др. Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций государства, благотворительных организаций и пожертвований российских и зарубежных граждан, коммерческих структур.

В специальном предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвуют много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применения предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения.

Специализированные субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел.

Особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:

1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;

3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;

Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение

4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.

В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Заключение

Итак, рассмотренные выше личностные особенности несовершеннолетних, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения, которая сводится в основном к следующему:

преобладание «детских» мотивов — совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т.п.;

деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж;

больший по сравнению с преступлениями взрослых «веер» мотивов.

В заключение отметим, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Задача состоит прежде всего в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.

Задача

Определите темп прироста (снижения) количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в Республике Мари Эл в 2000-2004 годах, если известно, что в 2000 году ими совершено — 1147 преступлений, а в 2004 году — 722 преступления.

Сначала рассчитаем темп роста преступлений, совершенных несовершеннолетними в Республике Мари Эл в 2000-2004 гг.

Темп роста (снижения) преступности (Тр):

Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 9,

где U — показатель объема (уровня) преступности;

U1 — предшествующее значение того же показателя.

Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 11

Далее рассчитываем темп прироста преступлений, совершенных несовершеннолетними в Республике Мари Эл в 2000-2004 гг.

Темп прироста преступности (Тпр ):

Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 12

Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел - картинка 13.

Ответ: Темп снижения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в Республике Мари Эл в 2000-2004 годах, составил 37,06%.

Литература

1. Аванесов Г.А., Иншаков С.М., Лебедев С.Я., Насимов Г.А., Эриашвили Н.Д. Криминология. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». — М., 2003.

2. Криминология / Под ред.Кудрявцева В.Н. Эминова В.Е. — М., 2005.

3. Криминология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Д. Малкова. — М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.

4. Кузнецова Н. Ф. Криминология: учебное пособие. — М., 2009.

Предупреждение преступности несовершеннолетних

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В современных условиях основными направлениями совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел.

Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.

Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др. Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций государства, благотворительных организаций и пожертвований российских и зарубежных граждан, коммерческих структур.

В специальном предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвуют много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применения предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения.

Специализированные субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел.

Особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:
1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.
В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Предупреждение преступности несовершеннолетних

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В современных условиях основными направлениями совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел.

Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.

Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др. Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций государства, благотворительных организаций и пожертвований российских и зарубежных граждан, коммерческих структур.

В специальном предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвуют много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применения предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения.

Специализированные субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел.

Особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:
1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.
В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.