msknn.ru

Предупреждение преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних

Предупреждение преступности несовершеннолетних

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В современных условиях основными направлениями совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел.

Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.

Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др. Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций государства, благотворительных организаций и пожертвований российских и зарубежных граждан, коммерческих структур.

В специальном предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвуют много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применения предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения.

Специализированные субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел.

Особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:
1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.
В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Предупреждение преступности несовершеннолетних

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В современных условиях основными направлениями совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел.

Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.

Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др. Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций государства, благотворительных организаций и пожертвований российских и зарубежных граждан, коммерческих структур.

В специальном предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвуют много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применения предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения.


Специализированные субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел.

Особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:
1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.
В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Предупреждение преступности несовершеннолетних

На всех этапах развития Российского государства повышенное внимание уделялось предупреждению преступности несовершеннолетних. До настоящего времени не утратили своей актуальности положения из научных трудов ученых Российской империи. «Разумная борьба с правонарушениями должна начинаться с преступности несовершеннолетних. Самое верное средство сильно сократить в обществе профессиональную преступность — это помешать детям развиваться в преступников, своевременными мерами удаляя их с преступного пути» [1] .

Правовые основы предупреждения преступности несовершеннолетних.

Важную роль в правовом регулировании указанных вопросов играют следующие нормативные правовые акты.

  • 1. Международные правовые акты:
    • — Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;
    • — Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.;
    • — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.;
    • — Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;
    • — Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29 ноября 1985 г.;
    • — Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 г.

Международные акты и национальное законодательство в целом обладают достаточно полным набором правовых норм, позволяющих (при условии их надлежащего применения) субъектам предупреждения эффективно осуществлять противодействие преступности несовершеннолетних.

Объектами предупреждения являются:

  • — причины и условия преступности несовершеннолетних;
  • — несовершеннолетние, склонные к совершению правонарушений;
  • — несовершеннолетние, совершившие правонарушения;
  • — микроокружение несовершеннолетних.

Субъекты предупреждения преступности несовершеннолетних в зависимости от целевой направленности и круга решаемых задач, выполняемых функций, используемых форм и методов могут быть дифференцированы на четыре категории:

Общесоциальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних предполагают:

  • — меры по совершенствованию политической, экономической, социальной, культурной, образовательной и иных сфер общества;
  • — создание достойных условий, способствующих формированию гармоничной личности;
  • — надлежащее применение нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения по устранению негативных явлений общества;
  • — устранение, ослабление, нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
  • — защиту и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • — ликвидацию всех форм дискриминации, физического или психического насилия;
  • — повышение роли института семьи, защиту материнства и детства и др.

Специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних предполагают:

Предупреждение преступности несовершеннолетних

На всех этапах развития Российского государства повышенное внимание уделялось предупреждению преступности несовершеннолетних. До настоящего времени не утратили своей актуальности положения из научных трудов ученых Российской империи. «Разумная борьба с правонарушениями должна начинаться с преступности несовершеннолетних. Самое верное средство сильно сократить в обществе профессиональную преступность — это помешать детям развиваться в преступников, своевременными мерами удаляя их с преступного пути» [1] .

Место и роль органов внутренних дел в предупреждении преступлений и правонарушений несовершеннолетних

Профилактику преступлений и других правонарушений среди несовершеннолетних осуществляют различные государственные и общественные организации. Среди них важную роль играют органы внутренних дел, в составе которых действуют специализированные по данной линии работы подразделения. Весь личный состав органов внутренних дел обращает особое внимание на улучшение профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Эффективность этой деятельности во многом определяется уровнем ее информационно-аналитического обеспечения. Необходимо отметить, что органы внутренних дел располагают наиболее полной статистикой и иной информацией, необходимой для глубокого и всестороннего анализа преступности и других правонарушений среди несовершеннолетних. При этом анализе, прежде всего, определяется удельный вес преступности несовершеннолетних и преступности в целом, а также основные ее качественно-количественные показатели: состояние, уровень, структура, характер, динамика. Рост или снижение преступности несовершеннолетних сопоставляется с динамикой соответствующих возрастных групп населения. При анализе преступности несовершеннолетних определяется ее неблагоприятные тенденции, характерные для данной территории, например, устойчивое преобладание или резкое увеличение преступлений определенного вида, рост количества тяжких преступлений и т.д. По общему правилу, это возможно сделать лишь на основе изучения данных за 3-5 лет и более длительные периоды времени с использованием разнообразных приемов уголовной статистики. Предупреждение преступлений и административных парвонарушений органами внутренних дел. Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. М.,2009

Большое значение для организации целенаправленной криминологической профилактики имеет анализ массива преступлений несовершеннолетних по месту, времени, предметам преступных посягательств и другим обстоятельствам их совершения (в состоянии опьянения, в группе лиц и т.д.)

Анализ преступности несовершеннолетних сочетается с изучением статистических и иных данных о негативных явлениях, связанных с нею (пьянство, наркомания, проституция и др.), а также о преступлениях и других правонарушениях, посягающих на охраняемые законом права и интересы детей и подростков. Данные о личности несовершеннолетних преступников анализируются с выделением количества и долей 14-15 и 16-17-летних учащихся общеобразовательных школ и других учебных заведений, работающих подростков, неработающих и неучащихся, возвратившихся из воспитательных колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений, состоящих на учете. Для определения криминальной активности тех или иных контингентов несовершеннолетних применяются специальные коэффициенты.

На основе глубокого и всестороннего анализа преступности и других правонарушений среди несовершеннолетних разрабатываются конкретные меры по улучшению предупредительной работы, направляются информации в государственные органы и общественные организации. Особое значение при этом имеет комплексное планирование профилактики преступлений и других правонарушений среди подростков, что обусловлено, во-первых, сложным, многофакторным характером детерминации преступности несовершеннолетних, во-вторых, тем, что в работе по ее предупреждению участвует множество субъектов криминологической профилактики. Имеется опыт разработки и реализации комплексных планов мероприятий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в республиках, областях, городах и районах на 3-5 лет и другие сроки. В необходимых случаях комплексное территориальное планирование работы сочетается с отраслевым (и межотраслевым). Базаров Р.А. Преступность несовершеннолетних: криминальное насилие, меры противодействия. Екатеринбург, 2005.

В процессе работы органами внутренних дел:

  • — выявляются места сосредоточения групп несовершеннолетних с антиобщественной направленностью поведения и негативными формами проведения досуга, а также подростки, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, проституцией и т.д.
  • — устанавливаются и пресекаются факты продажи спиртных напитков несовершеннолетним лицам, другие нарушения правил реализации спиртного и по этим фактам производится соответствующее разбирательство с принятием предусмотренных законом мер в отношении должностных и иных лиц, допускающих правонарушения, которые способствуют противоправному поведению несовершеннолетних.

Место и роль органов внутренних дел в предупреждении преступлений и правонарушений несовершеннолетних

Профилактику преступлений и других правонарушений среди несовершеннолетних осуществляют различные государственные и общественные организации. Среди них важную роль играют органы внутренних дел, в составе которых действуют специализированные по данной линии работы подразделения. Весь личный состав органов внутренних дел обращает особое внимание на улучшение профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Эффективность этой деятельности во многом определяется уровнем ее информационно-аналитического обеспечения. Необходимо отметить, что органы внутренних дел располагают наиболее полной статистикой и иной информацией, необходимой для глубокого и всестороннего анализа преступности и других правонарушений среди несовершеннолетних. При этом анализе, прежде всего, определяется удельный вес преступности несовершеннолетних и преступности в целом, а также основные ее качественно-количественные показатели: состояние, уровень, структура, характер, динамика. Рост или снижение преступности несовершеннолетних сопоставляется с динамикой соответствующих возрастных групп населения. При анализе преступности несовершеннолетних определяется ее неблагоприятные тенденции, характерные для данной территории, например, устойчивое преобладание или резкое увеличение преступлений определенного вида, рост количества тяжких преступлений и т.д. По общему правилу, это возможно сделать лишь на основе изучения данных за 3-5 лет и более длительные периоды времени с использованием разнообразных приемов уголовной статистики. Предупреждение преступлений и административных парвонарушений органами внутренних дел. Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. М.,2009

Большое значение для организации целенаправленной криминологической профилактики имеет анализ массива преступлений несовершеннолетних по месту, времени, предметам преступных посягательств и другим обстоятельствам их совершения (в состоянии опьянения, в группе лиц и т.д.)

Анализ преступности несовершеннолетних сочетается с изучением статистических и иных данных о негативных явлениях, связанных с нею (пьянство, наркомания, проституция и др.), а также о преступлениях и других правонарушениях, посягающих на охраняемые законом права и интересы детей и подростков. Данные о личности несовершеннолетних преступников анализируются с выделением количества и долей 14-15 и 16-17-летних учащихся общеобразовательных школ и других учебных заведений, работающих подростков, неработающих и неучащихся, возвратившихся из воспитательных колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений, состоящих на учете. Для определения криминальной активности тех или иных контингентов несовершеннолетних применяются специальные коэффициенты.

На основе глубокого и всестороннего анализа преступности и других правонарушений среди несовершеннолетних разрабатываются конкретные меры по улучшению предупредительной работы, направляются информации в государственные органы и общественные организации. Особое значение при этом имеет комплексное планирование профилактики преступлений и других правонарушений среди подростков, что обусловлено, во-первых, сложным, многофакторным характером детерминации преступности несовершеннолетних, во-вторых, тем, что в работе по ее предупреждению участвует множество субъектов криминологической профилактики. Имеется опыт разработки и реализации комплексных планов мероприятий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в республиках, областях, городах и районах на 3-5 лет и другие сроки. В необходимых случаях комплексное территориальное планирование работы сочетается с отраслевым (и межотраслевым). Базаров Р.А. Преступность несовершеннолетних: криминальное насилие, меры противодействия. Екатеринбург, 2005.

В процессе работы органами внутренних дел:

  • — выявляются места сосредоточения групп несовершеннолетних с антиобщественной направленностью поведения и негативными формами проведения досуга, а также подростки, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, проституцией и т.д.
  • — устанавливаются и пресекаются факты продажи спиртных напитков несовершеннолетним лицам, другие нарушения правил реализации спиртного и по этим фактам производится соответствующее разбирательство с принятием предусмотренных законом мер в отношении должностных и иных лиц, допускающих правонарушения, которые способствуют противоправному поведению несовершеннолетних.

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.