msknn.ru

Отличия налоговых преступлений от налоговых правонарушений

Отличия налоговых преступлений от налоговых правонарушений

  • Главная
  • Новые рефераты
  • Популярные
  • Добавить реферат
  • Поиск
  • Контакты

Налоговые правонарушения в РФ теория и практика

Сравним налоговое правонарушение и налоговое преступление по основным критериям. Отличия между ними заключается в следующем.

Отличия налогового правонарушения от налоговых преступлений[4]

Таким образом, налоговые правонарушения и налоговые преступления не тождественные понятия, они различаются степенью общественной опасности.

Налоговые правонарушения по сравнению с налоговыми преступлениями представляют меньшую общественную опасность и закрепляются не УК РФ, а только НК РФ. Кроме того, они влекут за собой не наказание, а взыскание (ст. 114 НК РФ).

После того, как мы выяснили сущность налогового правонарушения, целесообразно выделить его основные признаки, определяющие состав налогового правонарушения.

1.2 Признаки налогового правонарушения

Анализ приведенного ранее определения позволяет выделить три признака, квалифицирующих налоговое правонарушение[5]:

1) противоправность действий (бездействия) лица;

2) наличие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) ответственность за совершение противоправных действий (бездействия), установленная НК РФ.

Противоправность деяния применительно к налоговым правоотношениям означает, что действия (бездействие) лица нарушают конкретные правовые нормы, установленные НК РФ или другими федеральными законами о налогах и сборах[6].

Например, противоправность будет иметь место, если налогоплательщик необоснованно применит налоговую льготу по НДС, предусмотренную ст. 149 НК РФ.

В то же время в случае, когда действия налогоплательщика будут противоречить иному правовому акту, например приказу ФНС России, Минфина России или других исполнительных органов, говорить о противоправности деяния нельзя.

Наличие вины лица в совершении налогового правонарушения — второй признак налогового правонарушения.

При отсутствии вины лица совершенное им деяние перестает отвечать признакам налогового правонарушения, что автоматически исключает возможность привлечения лица к налоговой ответственности[7].

Существуют две формы вины лица в совершении налогового правонарушения — умысел и неосторожность.

Умысел в действиях лица усматривается в том случае, если лицо, совершившее правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) и желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

В частности, п. 3 ст. 122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенная умышленно, влечет взыскание санкций в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

За аналогичные действия, но совершенные по неосторожности, штраф взыскивается в размере 20%.

При определении вины как признака, квалифицирующего налоговое правонарушение, следует помнить, что ее наличие в действиях организации-налогоплательщика определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения[8].

Далеко не всегда виновное действие (бездействие), подпадающее под определение налогового правонарушения, будет вести к применению мер налоговой ответственности. Это связано с тем, что существуют обстоятельства, при наличии которых вина лица в совершении налогового правонарушения исключается. К ним относятся:

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния.

3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции[9].

Установленная НК РФ ответственность за совершение противоправного деяния — третий признак налогового правонарушения.

Он означает, что виновное и противоправное действие (бездействие) лица будет признаваться налоговым правонарушением лишь тогда, когда подобные деяния лица образуют состав налогового правонарушения, за который в Налоговом кодексе РФ предусмотрена соответствующая налоговая санкция. Под составом налогового правонарушения понимается совокупность признаков, необходимая и достаточная для признания деяния налоговым правонарушением и привлечения лица к налоговой ответственности[10]. Как установлено НК РФ, субъектами ответственности за совершение налоговых правонарушений являются организации и физические лица, достигшие 16-летнего возраста. Таким образом, под налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Налоговые правонарушения, в отличие от налоговых преступлений, представляют меньшую общественную опасность и закрепляются только НК РФ. Выделяют три признака, квалифицирующих налоговое правонарушение: противоправность действий (бездействия) лица; наличие вины лица в совершении налогового правонарушения; ответственность за совершение противоправных действий (бездействия), установленная НК РФ.

Сравним налоговое правонарушение и налоговое преступление по основным критериям. Отличия между ними заключается в следующем.

Отличия налогового правонарушения от налоговых преступлений[4]

Таким образом, налоговые правонарушения и налоговые преступления не тождественные понятия, они различаются степенью общественной опасности.

Налоговые правонарушения по сравнению с налоговыми преступлениями представляют меньшую общественную опасность и закрепляются не УК РФ, а только НК РФ. Кроме того, они влекут за собой не наказание, а взыскание (ст. 114 НК РФ).

После того, как мы выяснили сущность налогового правонарушения, целесообразно выделить его основные признаки, определяющие состав налогового правонарушения.

1.2 Признаки налогового правонарушения

Анализ приведенного ранее определения позволяет выделить три признака, квалифицирующих налоговое правонарушение[5]:

1) противоправность действий (бездействия) лица;

2) наличие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) ответственность за совершение противоправных действий (бездействия), установленная НК РФ.

Противоправность деяния применительно к налоговым правоотношениям означает, что действия (бездействие) лица нарушают конкретные правовые нормы, установленные НК РФ или другими федеральными законами о налогах и сборах[6].

Например, противоправность будет иметь место, если налогоплательщик необоснованно применит налоговую льготу по НДС, предусмотренную ст. 149 НК РФ.

В то же время в случае, когда действия налогоплательщика будут противоречить иному правовому акту, например приказу ФНС России, Минфина России или других исполнительных органов, говорить о противоправности деяния нельзя.

Наличие вины лица в совершении налогового правонарушения — второй признак налогового правонарушения.

При отсутствии вины лица совершенное им деяние перестает отвечать признакам налогового правонарушения, что автоматически исключает возможность привлечения лица к налоговой ответственности[7].

Существуют две формы вины лица в совершении налогового правонарушения — умысел и неосторожность.

Умысел в действиях лица усматривается в том случае, если лицо, совершившее правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) и желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

В частности, п. 3 ст. 122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенная умышленно, влечет взыскание санкций в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

За аналогичные действия, но совершенные по неосторожности, штраф взыскивается в размере 20%.

При определении вины как признака, квалифицирующего налоговое правонарушение, следует помнить, что ее наличие в действиях организации-налогоплательщика определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения[8].

Далеко не всегда виновное действие (бездействие), подпадающее под определение налогового правонарушения, будет вести к применению мер налоговой ответственности. Это связано с тем, что существуют обстоятельства, при наличии которых вина лица в совершении налогового правонарушения исключается. К ним относятся:

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния.

3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции[9].

Установленная НК РФ ответственность за совершение противоправного деяния — третий признак налогового правонарушения.

Он означает, что виновное и противоправное действие (бездействие) лица будет признаваться налоговым правонарушением лишь тогда, когда подобные деяния лица образуют состав налогового правонарушения, за который в Налоговом кодексе РФ предусмотрена соответствующая налоговая санкция. Под составом налогового правонарушения понимается совокупность признаков, необходимая и достаточная для признания деяния налоговым правонарушением и привлечения лица к налоговой ответственности[10]. Как установлено НК РФ, субъектами ответственности за совершение налоговых правонарушений являются организации и физические лица, достигшие 16-летнего возраста. Таким образом, под налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Налоговые правонарушения, в отличие от налоговых преступлений, представляют меньшую общественную опасность и закрепляются только НК РФ. Выделяют три признака, квалифицирующих налоговое правонарушение: противоправность действий (бездействия) лица; наличие вины лица в совершении налогового правонарушения; ответственность за совершение противоправных действий (бездействия), установленная НК РФ.

Отграничение налогового правонарушения от налогового преступления

Природу административных правонарушений, качественное различие нельзя понять в отрыве от других видов правонарушений — уголовных, дисциплинарных, ибо каждый вид правонарушения включает как то, что объединяет его с другими видами (каким являются противоправность деяния, вина нарушителя, причинная связь между совершённым деянием и наступившим вредным результатом), так и то, что отличает его именно в качестве самостоятельного вида правонарушения.

В новом КоАП РФ содержится более 90 составов административных правонарушений (в КоАП РСФСР их было менее 60), имеющих соответствующие аналоги в УК РФ. Иными словами объекты уголовной и административной защиты совпадают. Исключение составляют лишь общественные отношения, являющиеся объектами преступных деяний — жизнь человека, основы конституционного строя, безопасность человечества. В действующем УК РФ уголовная ответственность предусмотрена двумя составами: ст.198 «Уклонение гражданина от уплаты налога» и ст.199 «Уклонение от уплаты налогов с организации». Уклонение гражданина от уплаты налога осуществляется путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, или путем включения в декларацию заведомо ложных данных о доходах и расходах. Уклонение от уплаты налогов с организаций осуществляется путем непредставления декларации о доходах или расходах

Поскольку объекты посягательства у ряда административных правонарушений и преступлений общие, вопрос об их размежевании в «пограничных зонах» порой довольно сложен. Наиболее отчетливо специфика административного правонарушения и преступления находит свое отражение в сфере признаков, характеризующих объективную сторону.

Для административных правонарушений характерны по конструкции объективной стороны формальные составы, содержание которых определяется самим фактом нарушения соответствующих правил, норм, стандартов. При этом учитывается общее правило о том, что за нарушение обязательных норм виновные несут административную ответственность, «если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности». Уголовно наказуемые деяния законодателем определяются чаще как общественно опасное действие (бездействие), повлекшие определенные последствия.

Для определения степени общественной опасности правонарушения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий, например, размер имущественного ущерба, причиненного правонарушителем. Законодатель использует для обозначения размера причиненного ущерба такие критерии, как «значительный», «крупный», «существенный» ущерб. В уголовном законе формальная определенность дана только крупному ущербу. Например, уголовно наказуемым признается лишь уклонение от уплаты налога физическим лицом, совершенное в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 МРОТ, а в особо крупном размере — 500 МРОТ, а организацией — превышает 1000 МРОТ.

Предварительный анализ смежных составов преступлений и административных правонарушений свидетельствует о сложностях их правовой оценки, с которыми столкнутся правоприменители. В связи с этим представляется важным обобщение судебно-следственной и административной практики по делам этой категории, проведение соответствующих научных исследований и выработка предложений по более четкому разграничению смежных составов.

Отграничение налогового правонарушения от налогового преступления

Природу административных правонарушений, качественное различие нельзя понять в отрыве от других видов правонарушений — уголовных, дисциплинарных, ибо каждый вид правонарушения включает как то, что объединяет его с другими видами (каким являются противоправность деяния, вина нарушителя, причинная связь между совершённым деянием и наступившим вредным результатом), так и то, что отличает его именно в качестве самостоятельного вида правонарушения.

В новом КоАП РФ содержится более 90 составов административных правонарушений (в КоАП РСФСР их было менее 60), имеющих соответствующие аналоги в УК РФ. Иными словами объекты уголовной и административной защиты совпадают. Исключение составляют лишь общественные отношения, являющиеся объектами преступных деяний — жизнь человека, основы конституционного строя, безопасность человечества. В действующем УК РФ уголовная ответственность предусмотрена двумя составами: ст.198 «Уклонение гражданина от уплаты налога» и ст.199 «Уклонение от уплаты налогов с организации». Уклонение гражданина от уплаты налога осуществляется путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, или путем включения в декларацию заведомо ложных данных о доходах и расходах. Уклонение от уплаты налогов с организаций осуществляется путем непредставления декларации о доходах или расходах

Поскольку объекты посягательства у ряда административных правонарушений и преступлений общие, вопрос об их размежевании в «пограничных зонах» порой довольно сложен. Наиболее отчетливо специфика административного правонарушения и преступления находит свое отражение в сфере признаков, характеризующих объективную сторону.

Для административных правонарушений характерны по конструкции объективной стороны формальные составы, содержание которых определяется самим фактом нарушения соответствующих правил, норм, стандартов. При этом учитывается общее правило о том, что за нарушение обязательных норм виновные несут административную ответственность, «если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности». Уголовно наказуемые деяния законодателем определяются чаще как общественно опасное действие (бездействие), повлекшие определенные последствия.

Для определения степени общественной опасности правонарушения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий, например, размер имущественного ущерба, причиненного правонарушителем. Законодатель использует для обозначения размера причиненного ущерба такие критерии, как «значительный», «крупный», «существенный» ущерб. В уголовном законе формальная определенность дана только крупному ущербу. Например, уголовно наказуемым признается лишь уклонение от уплаты налога физическим лицом, совершенное в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 МРОТ, а в особо крупном размере — 500 МРОТ, а организацией — превышает 1000 МРОТ.

Предварительный анализ смежных составов преступлений и административных правонарушений свидетельствует о сложностях их правовой оценки, с которыми столкнутся правоприменители. В связи с этим представляется важным обобщение судебно-следственной и административной практики по делам этой категории, проведение соответствующих научных исследований и выработка предложений по более четкому разграничению смежных составов.

Отграничение налоговых преступлений от налоговых правонарушений

В статье рассматривается проблема отграничения налоговых преступлений от налоговых правонарушений, а также проводится исследование статистических материалов, свидетельствующих о росте количества налоговых правонарушений и преступлений за последние годы.

На сегодняшний день сложность налогового законодательства, постоянные его изменения, а также низкая налоговая культура среди населения и недоверие юридических и физических лиц к налоговой системе увеличивают масштабы уклонения от уплаты налогов, расширяют проявление теневой экономики, тем самым создают угрозу экономической безопасности. В поведении налогоплательщиков отсутствует стереотип весомости исполнения налогового обязательства, а следовательно, не наблюдается инициативного участия в экономической и социальной жизни общества, членом которого он является. В результате — уклонение от уплаты налогов как общественное явление ежегодно получает все большее распространение, что приводит к недополучению до трети налоговых поступлений в федеральный бюджет.

В сфере налоговых правоотношений принято выделять два вида налоговых деликтов — преступления и правонарушения. Отличие между ними обусловливается их нормативностью и степенью общественной опасности.

В статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность [1].

В 22 главе УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за налоговые преступления, под которыми понимается совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Традиционно налоговые преступления отличаются существенной сложностью в доказывании. Трудно доказуемым считается умысел подозреваемых на совершение преступлений. Сторона обвинения должна доказать, что неуплата налогов не явилась результатом бухгалтерской ошибки, неточных подсчетов, а также умысел на совершение налоговых преступлений исключается в случае противоречия законов.

Отграничение налоговых преступлений от налоговых правонарушений

В статье рассматривается проблема отграничения налоговых преступлений от налоговых правонарушений, а также проводится исследование статистических материалов, свидетельствующих о росте количества налоговых правонарушений и преступлений за последние годы.

На сегодняшний день сложность налогового законодательства, постоянные его изменения, а также низкая налоговая культура среди населения и недоверие юридических и физических лиц к налоговой системе увеличивают масштабы уклонения от уплаты налогов, расширяют проявление теневой экономики, тем самым создают угрозу экономической безопасности. В поведении налогоплательщиков отсутствует стереотип весомости исполнения налогового обязательства, а следовательно, не наблюдается инициативного участия в экономической и социальной жизни общества, членом которого он является. В результате — уклонение от уплаты налогов как общественное явление ежегодно получает все большее распространение, что приводит к недополучению до трети налоговых поступлений в федеральный бюджет.

В сфере налоговых правоотношений принято выделять два вида налоговых деликтов — преступления и правонарушения. Отличие между ними обусловливается их нормативностью и степенью общественной опасности.

В статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность [1].

В 22 главе УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за налоговые преступления, под которыми понимается совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Традиционно налоговые преступления отличаются существенной сложностью в доказывании. Трудно доказуемым считается умысел подозреваемых на совершение преступлений. Сторона обвинения должна доказать, что неуплата налогов не явилась результатом бухгалтерской ошибки, неточных подсчетов, а также умысел на совершение налоговых преступлений исключается в случае противоречия законов.

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.