msknn.ru

Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп

Недостатки в расследовании дорожно — транспортных преступлений

Практика показывает, что низкое качество следствия и плохая раскрываемость по делам данной категории вызвана упущениями на первоначальном этапе расследования, отсутствие необходимых специалистов. Одним из важных условий обеспечения качественного осмотра места происшествия является направление на место квалифицированного следователя и правильного подбора состава группы. Крайне редко к выездам привлекаются автотехники, что связано с нехваткой специалистов этого профиля в экспертно — криминалистических подразделениях. Не выезжают на места происшествия судебно — медицинские эксперты. Дежурная часть и следователи не принимают мер к их вызову для участия в осмотре трупов и изъятия следов биологического — происхождения на месте происшествия. Не производится фотосъемка места ДТП. Стереофотосъемка не применяется. Несвоевременное прибытие на место ДТП дежурной группы. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ уголовные дела связанные с дорожно-транспортными происшествиями подследственны следователям органов внутренних дел.

В Мегино-Кангаласском районе на учете состоит 7662 единиц транспорта, из них индивидуальные 6124 и принадлежащего предприятиям различных форм собственности 1538 единиц транспортных средств.

Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп - картинка 2 Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп - картинка 3 Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп - картинка 4 Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп - картинка 5Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп - картинка 6

Эксплуатационное состояние автодорог и соответствие их геометрических параметров нормативным, являются основными условиями обеспечения безопасности дорожного движения.

В течение 9 месяцев Мегино-Кангаласского района произошло 37 ДТП (в 2009г- 37 ДТП; в 2004г-23 ДТП), при которых погибло11 человек (в 2009г — 3 человека; в 2004г — 9 человек, в том числе 1 ребенок), получили ранения различной степени тяжести 64 человека, в том числе 9 детей (в 2009г — 63, в том числе 15 детей; в 2004 г — 24 человека, в том числе 2 ребенка).

Недостатки в расследовании дорожно — транспортных преступлений

Практика показывает, что низкое качество следствия и плохая раскрываемость по делам данной категории вызвана упущениями на первоначальном этапе расследования, отсутствие необходимых специалистов. Одним из важных условий обеспечения качественного осмотра места происшествия является направление на место квалифицированного следователя и правильного подбора состава группы. Крайне редко к выездам привлекаются автотехники, что связано с нехваткой специалистов этого профиля в экспертно — криминалистических подразделениях. Не выезжают на места происшествия судебно — медицинские эксперты. Дежурная часть и следователи не принимают мер к их вызову для участия в осмотре трупов и изъятия следов биологического — происхождения на месте происшествия. Не производится фотосъемка места ДТП. Стереофотосъемка не применяется. Несвоевременное прибытие на место ДТП дежурной группы. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ уголовные дела связанные с дорожно-транспортными происшествиями подследственны следователям органов внутренних дел.

В Мегино-Кангаласском районе на учете состоит 7662 единиц транспорта, из них индивидуальные 6124 и принадлежащего предприятиям различных форм собственности 1538 единиц транспортных средств.

Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп - картинка 2 Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп - картинка 3 Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп - картинка 4 Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп - картинка 5Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп - картинка 6

Эксплуатационное состояние автодорог и соответствие их геометрических параметров нормативным, являются основными условиями обеспечения безопасности дорожного движения.

В течение 9 месяцев Мегино-Кангаласского района произошло 37 ДТП (в 2009г- 37 ДТП; в 2004г-23 ДТП), при которых погибло11 человек (в 2009г — 3 человека; в 2004г — 9 человек, в том числе 1 ребенок), получили ранения различной степени тяжести 64 человека, в том числе 9 детей (в 2009г — 63, в том числе 15 детей; в 2004 г — 24 человека, в том числе 2 ребенка).

ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Недостатки в расследовании дорожно-транспортных происшествий

Согласно ч.1 ст.2 УК РФ задачами уголовного процесса являются: быстрое и полное раскрытие преступлений; изобличение лиц, совершивших преступления; правильное применение закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один не виновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Эти задачи решаются по каждому уголовному делу в зависимости от характера преступления, расследуемого и рассматриваемого судом. Применительно к расследованию ДТП преступление считается раскрытым, если установлено: нарушение нормы Правил; лицо, нарушившее соответствующие правила; наличие причинной связи между действиями лица, допустившего нарушение правил и наступившими общественно опасными последствиями; наличие в действиях (бездействии) лица деяния в форме легкомыслия или небрежности.

Согласно изучения и анализа МВД РФ практики расследования дорожно-транспортных происшествий 11 См. Обзор МВД РФ №17/3 — 2976 от 16.06.99г. «О недостатках расследования дорожно-транспортных происшествий» установлено, что, несмотря на принимаемые министерствами в ведомствами правоохранительных органов России меры по совершенствованию организации работы по раскрытию и расследованию данного вида преступлений, их количество не сокращается. Значительным остается число с тяжкими последствиями. На протяжении трех последних лет более четверти автопроисшествий, повлекших смерть потерпевшего остались нераскрытыми. В срок свыше установленного законом расследуется почти треть ДТП с тяжкими последствиями. Каждое десятое уголовное дело этой категории возвращается для производства дополнительного расследования.

Основная часть этих недостатков обусловлена не только слабой профессиональной подготовкой следователей, но и упущениями организации работы в данном направлении на первоначальном этапе.

Организация работы по раскрытию и расследованию ДТП в Амурской области в целом отвечает предъявляемым требованиям. Однако изучение и анализ состояния работы в данном направлении указывает на имеющие место недостатки.

Основным из них является некачественное проведение осмотров места ДТП, а именно: следственно-оперативная группа выезжает на место происшествия не в полном составе, в результате следы на месте происшествия качественно не фиксируются, не изымаются вещественные доказательства, поверхностно осматриваются транспортные средства, что в дальнейшем представляет сложность доказывания причастности транспортного средства к происшествию; не отражается полная характеристика проезжей части в месте ДТП, не указывается ее повреждения, размеры поврежденных участков, посторонние предметы, состояние обочин, схемы к протоколам осмотров составляются формально, не отражают механизма происшествия, не содержат достаточных пояснений и размеров, не выдерживается масштаб, что усложняет понимание и восприятие дорожной обстановки и является основанием для дополнительного осмотра.

Так, 30 октября 1998 года около 17 часов на 63 км трассы Благовещенск-Белогорск Пятаев Д.А., управляя автомобилем «Тойота-Краун», выехал на обочину дороги, где допустил столкновение с автомобилем «Ниссан-Кондор» под управлением Кулахзян Л.Х.. В результате ДТП причинен тяжкий вред здоровью пассажиру первого автомобиля Шенвелеву Д.Э.

По данному факту следственным отделением ОВД Ивановского района возбуждено уголовное дело №146952 по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.264 УК РФ.

Следователь при осмотре места ДТП в нарушение требований ст.ст.178, 179, 182 УПК РСФСР мер, направленных на формирование доказательственной базы не принял, в протоколе осмотра места ДТП не отразил полную характеристику проезжей части в границах происшествия. Поверхностно осмотрев транспортные средства, не придал значения неисправности колеса автомобиля, допустившего столкновение, не изъял его.

В ходе расследования данного дела Пятаев Д.А. дал показания, что выезд его автомобиля за пределы проезжей части произошел вследствие неисправности колеса автомобиля. Из-за несвоевременно принятые мер по изъятию неисправного колеса, технический вопрос установления его исправности экспертом не решался. Результатом расследования этого дела явилось прекращение производства по нему за недоказанностью вины Пятаева Д.А.

Имеют место факты, когда следователи при осмотре места происшествия не принимают во внимание особенности ДТП, в результате не выполняют комплекс ему присущих мероприятий. Например, по уголовному делу №126340, возбужденному по факту ДТП, имевшего место 31.08.97г. на 15 км трассы Шимановск — Берия — Мухинская, в ходе которого произошло столкновение автомобиля «КАМАЗ» под управлением Ельцова А.В. с автомобилем «Нива» под управлением Резникова В.Б., в результате которого погибло три человека следователь не зафиксировал место столкновения автомобилей относительно ширины проезжей части тем самым, утратил прямое доказательство вины участника происшествия. При встречном столкновении транспортных средств, только данное обстоятельство позволяет определить, действия какого водителя явились причиной ДТП. До настоящего времени вопрос об ответственности водителей не решен.

Недооценивается значимость установления в ходе осмотра места происшествия обстоятельств, при которых оно произошло (видимость, обзорность, скорость движения транспортного средства перед происшествием, темп движения потерпевших и т.п.). Ни один протокол осмотра места ДТП не содержит экспериментально установленных обстоятельств, являющихся наиболее достоверными и достаточными без проведения дополнительных следственных действий исследовать механизма происшествия, назначить автотехническую экспертизу, принять законное решение по делу.

Так, 14 января 1999 года около 19-00 часов на 39 км трассы Муравьевка-Константиновка Попов А.Н., управляя автомобилем ГАЗ-24, допустил наезд на пешехода Игнатьеву Л.А., в пределах полосы его движения, что явилось причиной смерти потерпевшей. Наезд произошел при неблагоприятных метеорологических условиях. Следственно-оперативная группа своевременно прибыла на место происшествия, погодные условия при осмотре места происшествия соответствовали тем, при которых был совершен наезд на пешехода. Однако, по причине низкого профессионального уровня, следователь обстоятельства, при которых произошло ДТП, не установил, а именно экспериментально не определил дальность видимости проезжей части и видимости пешехода с места водителя, хотя для этого была возможность. Наступления аналогичных ДТП погодных условий практически невозможно, подобные недостатки существенно влияют на объективность расследования таких дел. Как правило, принимается решение о прекращении расследования по нему.

В абсолютном большинстве уголовных дел отсутствуют фотографии места происшествия и участвующих транспортных средств, хотя именно они могут наиболее полно отразить истинную обстановку на месте происшествия и состояние транспортных средств. Весьма редко применяется видеозапись.

Схемы к протоколам осмотра составляются формально, не отражают механизма происшествия, не содержат достаточных пояснений и размеров, не выдерживается масштаб, что усложняет понимание дорожной обстановки, а в ряде случаев является основанием для производства дополнительного осмотра.

Изучение вопросов исследования обстоятельств ДТП проведением судебных автотехнических экспертиз показало, что следователи в ряде случаев формально подходят к этой основной форме применения технических познаний. Неправильно понимается цель назначения вышеуказанных экспертиз, недооцениваются возможности специалиста автотехника.

В ряде случаев из-за недостаточности представления для исследования исходных данных эти экспертизы не принимались к производству.

Нередки случаи, когда без необходимости назначается данная экспертиза, и наоборот, ее проведение игнорируется. Учитывая важность данной проблемы, ниже этот вопрос рассмотрен отдельно.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Согласно ч.1 ст.2 УК РФ задачами уголовного процесса являются: быстрое и полное раскрытие преступлений; изобличение лиц, совершивших преступления; правильное применение закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один не виновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Эти задачи решаются по каждому уголовному делу в зависимости от характера преступления, расследуемого и рассматриваемого судом. Применительно к расследованию ДТП преступление считается раскрытым, если установлено: нарушение нормы Правил; лицо, нарушившее соответствующие правила; наличие причинной связи между действиями лица, допустившего нарушение правил и наступившими общественно опасными последствиями; наличие в действиях (бездействии) лица деяния в форме легкомыслия или небрежности.

Согласно изучения и анализа МВД РФ практики расследования дорожно-транспортных происшествий 11 См. Обзор МВД РФ №17/3 — 2976 от 16.06.99г. «О недостатках расследования дорожно-транспортных происшествий» установлено, что, несмотря на принимаемые министерствами в ведомствами правоохранительных органов России меры по совершенствованию организации работы по раскрытию и расследованию данного вида преступлений, их количество не сокращается. Значительным остается число с тяжкими последствиями. На протяжении трех последних лет более четверти автопроисшествий, повлекших смерть потерпевшего остались нераскрытыми. В срок свыше установленного законом расследуется почти треть ДТП с тяжкими последствиями. Каждое десятое уголовное дело этой категории возвращается для производства дополнительного расследования.

Основная часть этих недостатков обусловлена не только слабой профессиональной подготовкой следователей, но и упущениями организации работы в данном направлении на первоначальном этапе.

Организация работы по раскрытию и расследованию ДТП в Амурской области в целом отвечает предъявляемым требованиям. Однако изучение и анализ состояния работы в данном направлении указывает на имеющие место недостатки.

Основным из них является некачественное проведение осмотров места ДТП, а именно: следственно-оперативная группа выезжает на место происшествия не в полном составе, в результате следы на месте происшествия качественно не фиксируются, не изымаются вещественные доказательства, поверхностно осматриваются транспортные средства, что в дальнейшем представляет сложность доказывания причастности транспортного средства к происшествию; не отражается полная характеристика проезжей части в месте ДТП, не указывается ее повреждения, размеры поврежденных участков, посторонние предметы, состояние обочин, схемы к протоколам осмотров составляются формально, не отражают механизма происшествия, не содержат достаточных пояснений и размеров, не выдерживается масштаб, что усложняет понимание и восприятие дорожной обстановки и является основанием для дополнительного осмотра.

Так, 30 октября 1998 года около 17 часов на 63 км трассы Благовещенск-Белогорск Пятаев Д.А., управляя автомобилем «Тойота-Краун», выехал на обочину дороги, где допустил столкновение с автомобилем «Ниссан-Кондор» под управлением Кулахзян Л.Х.. В результате ДТП причинен тяжкий вред здоровью пассажиру первого автомобиля Шенвелеву Д.Э.

По данному факту следственным отделением ОВД Ивановского района возбуждено уголовное дело №146952 по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.264 УК РФ.

Следователь при осмотре места ДТП в нарушение требований ст.ст.178, 179, 182 УПК РСФСР мер, направленных на формирование доказательственной базы не принял, в протоколе осмотра места ДТП не отразил полную характеристику проезжей части в границах происшествия. Поверхностно осмотрев транспортные средства, не придал значения неисправности колеса автомобиля, допустившего столкновение, не изъял его.

В ходе расследования данного дела Пятаев Д.А. дал показания, что выезд его автомобиля за пределы проезжей части произошел вследствие неисправности колеса автомобиля. Из-за несвоевременно принятые мер по изъятию неисправного колеса, технический вопрос установления его исправности экспертом не решался. Результатом расследования этого дела явилось прекращение производства по нему за недоказанностью вины Пятаева Д.А.

Имеют место факты, когда следователи при осмотре места происшествия не принимают во внимание особенности ДТП, в результате не выполняют комплекс ему присущих мероприятий. Например, по уголовному делу №126340, возбужденному по факту ДТП, имевшего место 31.08.97г. на 15 км трассы Шимановск — Берия — Мухинская, в ходе которого произошло столкновение автомобиля «КАМАЗ» под управлением Ельцова А.В. с автомобилем «Нива» под управлением Резникова В.Б., в результате которого погибло три человека следователь не зафиксировал место столкновения автомобилей относительно ширины проезжей части тем самым, утратил прямое доказательство вины участника происшествия. При встречном столкновении транспортных средств, только данное обстоятельство позволяет определить, действия какого водителя явились причиной ДТП. До настоящего времени вопрос об ответственности водителей не решен.

Недооценивается значимость установления в ходе осмотра места происшествия обстоятельств, при которых оно произошло (видимость, обзорность, скорость движения транспортного средства перед происшествием, темп движения потерпевших и т.п.). Ни один протокол осмотра места ДТП не содержит экспериментально установленных обстоятельств, являющихся наиболее достоверными и достаточными без проведения дополнительных следственных действий исследовать механизма происшествия, назначить автотехническую экспертизу, принять законное решение по делу.

Так, 14 января 1999 года около 19-00 часов на 39 км трассы Муравьевка-Константиновка Попов А.Н., управляя автомобилем ГАЗ-24, допустил наезд на пешехода Игнатьеву Л.А., в пределах полосы его движения, что явилось причиной смерти потерпевшей. Наезд произошел при неблагоприятных метеорологических условиях. Следственно-оперативная группа своевременно прибыла на место происшествия, погодные условия при осмотре места происшествия соответствовали тем, при которых был совершен наезд на пешехода. Однако, по причине низкого профессионального уровня, следователь обстоятельства, при которых произошло ДТП, не установил, а именно экспериментально не определил дальность видимости проезжей части и видимости пешехода с места водителя, хотя для этого была возможность. Наступления аналогичных ДТП погодных условий практически невозможно, подобные недостатки существенно влияют на объективность расследования таких дел. Как правило, принимается решение о прекращении расследования по нему.

В абсолютном большинстве уголовных дел отсутствуют фотографии места происшествия и участвующих транспортных средств, хотя именно они могут наиболее полно отразить истинную обстановку на месте происшествия и состояние транспортных средств. Весьма редко применяется видеозапись.

Схемы к протоколам осмотра составляются формально, не отражают механизма происшествия, не содержат достаточных пояснений и размеров, не выдерживается масштаб, что усложняет понимание дорожной обстановки, а в ряде случаев является основанием для производства дополнительного осмотра.

Изучение вопросов исследования обстоятельств ДТП проведением судебных автотехнических экспертиз показало, что следователи в ряде случаев формально подходят к этой основной форме применения технических познаний. Неправильно понимается цель назначения вышеуказанных экспертиз, недооцениваются возможности специалиста автотехника.

В ряде случаев из-за недостаточности представления для исследования исходных данных эти экспертизы не принимались к производству.

Нередки случаи, когда без необходимости назначается данная экспертиза, и наоборот, ее проведение игнорируется. Учитывая важность данной проблемы, ниже этот вопрос рассмотрен отдельно.

Криминалистическая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации автотранспорта

Преступления против безопасности движения и эксплуатации автотранспорта в криминалистике принято называть дорожно-транспортными преступлениями (ДТП). Под указанными преступлениями понимаются виновно совершенные деяния, вследствие которых в процессе движения транспортного средства (средств), произошла авария, результатом которой явились общественно-опасные последствия, предусмотренные УК РФ.

Такими последствиями в соответствии с УК РФ являются причинение смерти либо тяжкого вреда здоровью одному или нескольким лицам. В подавляющем большинстве случаев указанные последствия наступают в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств водителем транспортного средства – ст. 264 УК РФ (от 60 до 80 %).

Кроме того, вредные последствия могут наступить в следствие недоброкачественного ремонта транспортного средства и выпуска его в эксплуатацию с техническими неисправностями, приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения, либо нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта– ст.ст. 266, 267, 268 УК РФ.

Специфика криминалистической характеристики ДТП определяется тем, что данные преступления совершаются с неосторожной формой вины, как правило, в виде преступного легкомыслия. В связи с этим в криминалистической характеристике данной группы преступлений отсутствует такой элемент как способ преступления. Вместо него говорят о видах и механизме ДТП.

  1. Столкновение двух или более движущихся транспортных средств. Столкновения могут быть встречными, которые происходят в основном при нарушении правил обгона, объезда препятствий, выезде на встречную полосу при заносе, неисправности транспортного средства и т.п. Кроме встречных, столкновения могут быть попутными. Они происходят как правило в результате несоблюдения безопасной дистанции при движении. Боковые столкновения в основном происходят при нарушении правил проезда перекрёстков, разворота и т.п.
  2. Наезды совершаются на пешеходов, велосипедистов, неподвижные препятствия. Столкновения и наезды составляют основную часть ДТП.
  3. Опрокидывания.
  4. Выпадения пассажиров
  5. Иные ДТП.

Механизм ДТП включает несколько стадий:

  1. Появление в обстановке дорожного движения обстоятельств, нарушающих равновесие движения. Такое равновесие может быть нарушено в результате умышленного нарушения правил дорожного движения водителем, неправильного поведения пешеходов вблизи дороги или на дороге, резкого ухудшения погодных условий (дождь, гололёд, ухудшение видимости и т.п.), возникновения неисправности транспортного средства и т.д.
  2. Возникновение аварийной ситуации, которая характеризуется тем, что управляющий транспортным средством частично утрачивает возможность своими действиями влиять на развитие события
  3. Перерастание аварийной ситуации в неуправляемую. В данном случае участники события полностью лишаются возможности влиять на его механизм.
  4. Финальная стадия происшествия характеризуется наступлением вредных последствий. Окончательный характер данных последствий зависит от многих факторов. Некоторые из них могут оказать положительное действие, и результат будет менее тяжким, Если обстоятельства финальной стадии окажутся отрицательными, то последствия наступят более тяжкие.

В большинстве случаев лица, совершающие автотранспортные преступления отличаются такими чертами характера как безответственность, легкомыслие и т.п. В то же время, в отличие от большинства виновных в умышленных преступлениях, эти лица не имеют стойкой криминальной установки, часто раскаиваются в содеянном, оказывают помощь в расследовании. Особенно активно виновные проявляют раскаяние в первые дни после происшествия под влиянием жалости к пострадавшим. Этот факт часто неправильно оценивается следователем, который, надеясь на правдивые показания, полученные от обвиняемого (подозреваемого), снижает активность по поиску доказательств объективного характера. Обвиняемый же в свою очередь, обнаружив, что доказательств его вины недостаточно и обвинение фактически базируется на его собственных показаниях, изменяет их, признавая только то, что имеет объективное подтверждение.

Место, время и обстановка ДТП

Основная масса дорожно-транспортных происшествий происходит на участках дороги с наиболее интенсивным движением. Время ДТП также характеризуется месяцами, днями и часами, на которые приходится пик интенсивности движения: май – сентябрь (период отпусков, выездов на дачу), вечерние часы пятницы и воскресенья. Количество ДТП возрастает при ухудшении климатических условий.

Обстановка дорожно-транспортного происшествия включает в себя несколько элементов:

  • условия внешней среды, в которой осуществляется движение транспорта (конструктивные особенности устройства дороги, состояние дорожного покрытия, средства регулирования и организации движения, наличие ограждений, разметки, зелёных насаждений вдоль дороги, различных сооружений);
  • динамические элементы дорожного движения (интенсивность движения, взаимное положение транспортных средств и пешеходов, изменение сигналов движения;
  • условия восприятия обстановки (время года, суток, погода, наличие, естественное освещение, наличие искусственных источников света, интенсивность звуков, свойства участников движения – состояние зрения, слуха, реакции).

Типичный механизм следообразования определяется тем какое именно ДТП произошло, в какой обстановке, каков был механизм развития аварии. Во время ДТП, как правило, образуется большое количество материальных следов. Так, при столкновении движущихся транспортных средств взаимодействие происходит между данными транспортными средствами, вследствие чего наблюдается деформация их отдельных частей, отделение узлов и деталей, разрушение стеклянных элементов. Характерно наличие следов – веществ – потёки и пятна воды, масла, антифриза, смазки и т.п. При взаимодействии транспортных средств между собой и с предметами окружающей обстановки остаются следы лакокрасочного покрытия (особенно важные при идентификации скрывшегося автомобиля).

Аналогичные следы возникают при наезде транспортного средства на неподвижные объекты. При наезде на пешехода (велосипедиста) на дороге остаются следы крови, трассы от волочения пострадавшего и т.п. Достаточно типичные следы в виде различных телесных повреждений имеются, как правило, на теле пострадавших пешеходов и водителей.

Данные следы способствуют установлению механизма происшествия, помогают установить положение пострадавших во время аварии. Исключительно важное значение имеют следы – отпечатки. Наиболее информативные из них – следы колёс транспортных средств. Они могут дать возможность идентифицировать автомобиль (следы качения), а также установить механизм происшествия (следы скольжения – юза, заноса, бокового перемещения колёс и т.п.).

При характеристике идеальных следов ДТП необходимо учитывать специфику их образования. Для дорожных происшествия характерна быстротечность события, его неожиданность, кратковременность восприятия и вследствие этого – ограниченность воспринятой и зафиксированной в памяти информации. Качество восприятия и запоминания зависит и от таких факторов, как освещённость, метеорологические условия, состояние участников ДТП и очевидцев (часто это состояние можно охарактеризовать как стрессовое). Всё это требует особенно тщательной работы с очевидцами и участниками ДТП, глубокой проверки и оценки всех показаний.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию:

Криминалистическая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации автотранспорта

Преступления против безопасности движения и эксплуатации автотранспорта в криминалистике принято называть дорожно-транспортными преступлениями (ДТП). Под указанными преступлениями понимаются виновно совершенные деяния, вследствие которых в процессе движения транспортного средства (средств), произошла авария, результатом которой явились общественно-опасные последствия, предусмотренные УК РФ.

Такими последствиями в соответствии с УК РФ являются причинение смерти либо тяжкого вреда здоровью одному или нескольким лицам. В подавляющем большинстве случаев указанные последствия наступают в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств водителем транспортного средства – ст. 264 УК РФ (от 60 до 80 %).

Кроме того, вредные последствия могут наступить в следствие недоброкачественного ремонта транспортного средства и выпуска его в эксплуатацию с техническими неисправностями, приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения, либо нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта– ст.ст. 266, 267, 268 УК РФ.

Специфика криминалистической характеристики ДТП определяется тем, что данные преступления совершаются с неосторожной формой вины, как правило, в виде преступного легкомыслия. В связи с этим в криминалистической характеристике данной группы преступлений отсутствует такой элемент как способ преступления. Вместо него говорят о видах и механизме ДТП.

  1. Столкновение двух или более движущихся транспортных средств. Столкновения могут быть встречными, которые происходят в основном при нарушении правил обгона, объезда препятствий, выезде на встречную полосу при заносе, неисправности транспортного средства и т.п. Кроме встречных, столкновения могут быть попутными. Они происходят как правило в результате несоблюдения безопасной дистанции при движении. Боковые столкновения в основном происходят при нарушении правил проезда перекрёстков, разворота и т.п.
  2. Наезды совершаются на пешеходов, велосипедистов, неподвижные препятствия. Столкновения и наезды составляют основную часть ДТП.
  3. Опрокидывания.
  4. Выпадения пассажиров
  5. Иные ДТП.

Механизм ДТП включает несколько стадий:

  1. Появление в обстановке дорожного движения обстоятельств, нарушающих равновесие движения. Такое равновесие может быть нарушено в результате умышленного нарушения правил дорожного движения водителем, неправильного поведения пешеходов вблизи дороги или на дороге, резкого ухудшения погодных условий (дождь, гололёд, ухудшение видимости и т.п.), возникновения неисправности транспортного средства и т.д.
  2. Возникновение аварийной ситуации, которая характеризуется тем, что управляющий транспортным средством частично утрачивает возможность своими действиями влиять на развитие события
  3. Перерастание аварийной ситуации в неуправляемую. В данном случае участники события полностью лишаются возможности влиять на его механизм.
  4. Финальная стадия происшествия характеризуется наступлением вредных последствий. Окончательный характер данных последствий зависит от многих факторов. Некоторые из них могут оказать положительное действие, и результат будет менее тяжким, Если обстоятельства финальной стадии окажутся отрицательными, то последствия наступят более тяжкие.

В большинстве случаев лица, совершающие автотранспортные преступления отличаются такими чертами характера как безответственность, легкомыслие и т.п. В то же время, в отличие от большинства виновных в умышленных преступлениях, эти лица не имеют стойкой криминальной установки, часто раскаиваются в содеянном, оказывают помощь в расследовании. Особенно активно виновные проявляют раскаяние в первые дни после происшествия под влиянием жалости к пострадавшим. Этот факт часто неправильно оценивается следователем, который, надеясь на правдивые показания, полученные от обвиняемого (подозреваемого), снижает активность по поиску доказательств объективного характера. Обвиняемый же в свою очередь, обнаружив, что доказательств его вины недостаточно и обвинение фактически базируется на его собственных показаниях, изменяет их, признавая только то, что имеет объективное подтверждение.

Место, время и обстановка ДТП

Основная масса дорожно-транспортных происшествий происходит на участках дороги с наиболее интенсивным движением. Время ДТП также характеризуется месяцами, днями и часами, на которые приходится пик интенсивности движения: май – сентябрь (период отпусков, выездов на дачу), вечерние часы пятницы и воскресенья. Количество ДТП возрастает при ухудшении климатических условий.

Обстановка дорожно-транспортного происшествия включает в себя несколько элементов:

  • условия внешней среды, в которой осуществляется движение транспорта (конструктивные особенности устройства дороги, состояние дорожного покрытия, средства регулирования и организации движения, наличие ограждений, разметки, зелёных насаждений вдоль дороги, различных сооружений);
  • динамические элементы дорожного движения (интенсивность движения, взаимное положение транспортных средств и пешеходов, изменение сигналов движения;
  • условия восприятия обстановки (время года, суток, погода, наличие, естественное освещение, наличие искусственных источников света, интенсивность звуков, свойства участников движения – состояние зрения, слуха, реакции).

Типичный механизм следообразования определяется тем какое именно ДТП произошло, в какой обстановке, каков был механизм развития аварии. Во время ДТП, как правило, образуется большое количество материальных следов. Так, при столкновении движущихся транспортных средств взаимодействие происходит между данными транспортными средствами, вследствие чего наблюдается деформация их отдельных частей, отделение узлов и деталей, разрушение стеклянных элементов. Характерно наличие следов – веществ – потёки и пятна воды, масла, антифриза, смазки и т.п. При взаимодействии транспортных средств между собой и с предметами окружающей обстановки остаются следы лакокрасочного покрытия (особенно важные при идентификации скрывшегося автомобиля).

Аналогичные следы возникают при наезде транспортного средства на неподвижные объекты. При наезде на пешехода (велосипедиста) на дороге остаются следы крови, трассы от волочения пострадавшего и т.п. Достаточно типичные следы в виде различных телесных повреждений имеются, как правило, на теле пострадавших пешеходов и водителей.

Данные следы способствуют установлению механизма происшествия, помогают установить положение пострадавших во время аварии. Исключительно важное значение имеют следы – отпечатки. Наиболее информативные из них – следы колёс транспортных средств. Они могут дать возможность идентифицировать автомобиль (следы качения), а также установить механизм происшествия (следы скольжения – юза, заноса, бокового перемещения колёс и т.п.).

При характеристике идеальных следов ДТП необходимо учитывать специфику их образования. Для дорожных происшествия характерна быстротечность события, его неожиданность, кратковременность восприятия и вследствие этого – ограниченность воспринятой и зафиксированной в памяти информации. Качество восприятия и запоминания зависит и от таких факторов, как освещённость, метеорологические условия, состояние участников ДТП и очевидцев (часто это состояние можно охарактеризовать как стрессовое). Всё это требует особенно тщательной работы с очевидцами и участниками ДТП, глубокой проверки и оценки всех показаний.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию:

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.